Личные страницы учителей
Игровые технологии на уроках географии - Примеры деловых игр
- Информация о материале
- Родительская категория: Личные страницы учителей
- Категория: Личная страница Егоровой Валентины Михайловны
Содержание материала
Деловые игры используются в основном в старших классах. Вот примеры некоторых из них.
География мировых природных ресурсов (урок-практикум)
Цель:
Самостоятельно ознакомиться с мировыми природными ресурсами в процессе групповой работы.
Способствовать формированию и развитию компетентностных умений: интеллектуальных, оценочных, коммуникативных.
Оборудование: карточки-задания, учебник, атлас, настенная мировая карта.
Изучение промышленности мира учитель организует с группами учащихся. Весь класс условно делят на кафедры “Института природных ресурсов”, каждой выдается инструктивная карточка с заданиями: (3–4 вопроса, используемая литература).
Через 15 минут кафедра должна дать полный отчет о своей отрасли промышленности. В “Институте природных ресурсов” работают кафедры:
кафедра горючих полезных ископаемых;
кафедра негорючих полезных ископаемых;
кафедра земельных ресурсов;
кафедра водных ресурсов;
кафедра биологических ресурсов;
кафедра агроклиматических ресурсов.
Зав. Кафедрами (бригадиры) корректируют работу своих групп, подводят итоги.
«Региональная характеристика мира» (урок-семинар)
Цель: Сформировать общее представление о международных экономических отношениях, влияния НТР на структуру хозяйства, использования современных методов мониторинга.
Оборудование: карточки-задания, карты атласа, дополнительная литература, настенная политическая карта мира, учебники.
Учащиеся до проведения игры делятся на группы, и самостоятельно выбирают интересующие их вопросы.
1 группа – политическую тему: формирование 3-х главных центров экономического соперничества; партнерство и противоречия между странами.
2 группа – экономические вопросы, связанные с международным разделением труда, положением в нем развитых и развивающихся стран, ролью международных монополий в международном разделении труда.
3 группа – НТР на современном этапе; сдвиги в отраслевой и территориальной структуре хозяйства в период НТР; высокий уровень науки, техники и технологий на современном этапе.
4 группа – на экологическую тему, в которую входило рассмотрение современных методов и технических средств мониторинга за состоянием окружающей среды.
Группы учащихся состоят из 5-6 человек, и каждый участник выбирает только один вопрос и составляет письменный доклад. После проверки его учителем, в группах выбираются докладчики. В их задачу входит на основе работ своих товарищей написать общий доклад по теме.
В результате данной игр учащиеся получают знания о мировой системе хозяйства; продолжают формировать умение работать с дополнительной литературой, картами различного содержания, слушать собеседника и отстаивать свою точку зрения, работать в группе, обмениваться информацией и делать выводы.
«Маркетинг», тема: «Международное географическое разделение труда» (урок-аукцион)
Цель:
Расширить представление о формах международного сотрудничества, о роли стран в МГРТ. Продолжить формировать умение работать с различными источниками информации, работать в группе и обмениваться мнениями.
Оборудование: карты атласа, справочники, флажки, эмблемы, упаковка или образцы продукции, ватман, цветная бумага, клей, ножницы, карта мира, учебники.
Подготовительный этап: объяснение сути игры. Ребятам объясняют смысл слова “маркетинг”, что позволяет правильно выбрать направление сбора информации по “своей” стране.
Ход игры:
I раунд: подготовка рекламы;
II раунд: краткая информация о стране и реклама ее экспортной продукции;
III раунд: изучение рынка сбыта и спроса на продукцию своей страны;
IV раунд: брифинг.
Представители стран сообщают, какие торговые соглашения они успели заключить в ходе игры и с какой страной (по туризму, научно-техническому обмену и т.д.).
Заканчивает игру итоговое выступление – экспертов.
Путешествие по Индии (урок-путешествие)
Цель:
Получить знания по Индии, изучив ее природно-ресурсную базу, размещение населения и хозяйства, проблемы экономики, сотрудничество с Россией.
Оборудование: карты атласа, учебник, наглядный материал: рисунки, фотографии Индии; дополнительная литература.
За “круглым столом” туристы и корреспонденты делятся своими впечатлениями после поездки в Индию, иллюстрируя свой рассказ наглядностью. В ходе игры выясняются вопросы:
Индия в мире;
проблемы использования территории, природных и трудовых ресурсов;
важнейшие промышленные и с/х. районы;
Индийская модель развития экономики;
крупнейшие города, обозначение их на к/к;
экономические и социальные проблемы;
экономическое сотрудничество Индия – Россия.
В конце подводится итог основных черт Индии.
«Государства – карлики» (урок-панорама)
Цель:
Активизация познавательной деятельности, дальнейшее формирование умений работы с разнообразными источниками знаний, знакомство с маленькими государствами Европы.
Оборудование: таблички, визитки по странам, наглядный материал, атласы, настенная политическая карта Европы,презентации.
Класс делится на 2 группы: корреспонденты газет, журналов и т.д. и представителей каждого государства.
Творческим группам заранее предложены задания:
Нарисовать герб, флаг страны;
Составить краткую характеристику страны (1-2 человека);
Отобрать на выбор печатные материалы о данной стране (фотографии, графики, цифры и т.д.);
Рассказать о культуре страны: музыке, традициях, обычаях, праздниках, достопримечательностях, памятниках истории и культуры;
После вступительного слова идет представление стран и вопросы корреспондентов.
Данный вид деловых игр является и разновидностью проектной деятельности, так как в начале работы учащиеся получают определенную задачу (или проблему), намечают пути ее решения и в итоге они получают результат своей работы.