Личные страницы учителей

Игровые технологии на уроках географии - Урок – игровая технология

Содержание материала

Все чаще  я использую игру не только как  элемент урока. Весь урок проходит в форме игры. Такие уроки-игры  можно разделить на 2 категории: игра как форма обобщающего контроля и деловая игра. В данном случае  необходимо соблюдать этапы игры:

1. Предварительная подготовка (разрабатывается сценарий игры, класс делится на команды, раздаются роли).

2. Непосредственно игра.

3. Подведение итогов.

     При формировании групп необходимо: 1. определить количество учащихся, образующих одну группу (оптимальное количество – 5 человек).

2. учитывать личностные качества, уровень знаний и интерес учащихся.

3. Правильно распределить роли. С этой целью, можно провести предварительное анкетирование с ответами на такие вопросы: какую роль хотел бы исполнить в игре? Кого хотел бы видеть в роли руководителя? и т.д.

Задания на игру должны быть посильными для учащихся в смысле научной подготовки и затрат времени. Желательно, чтобы они включали еще не решенные проблемы. Это повышает интерес и активизирует творческую деятельность на уроке. При составлении задания необходимо помнить правило: чем оно короче, конкретнее, тем быстрее усваивается. Оно может содержать также и указания, что надо изучить, подготовить, исполнить и т.п.

Консультации – обязательный элемент игры. Их может быть несколько. На начальном этапе необходима направляющая консультация. На ней сообщают тему, определяют цель, знакомят с правилами, обязанностями, получают задания. За три дня до игры проводят консультацию, на которой рассматривают содержание отдельных вопросов, конкретизируют ход игры, уточняют средства наглядности. Если игра не предусматривает подготовительного периода, то консультацию можно заменить подробным инструктажем в начале урока.

У руководителя игры существует несколько обязанностей. Он должен выбрать тему, определить объем и вид конкретного материала, смоделировать механизм взаимодействия участников, разработать правила проведения игры, подготовить игровую документацию, ознакомить игроков с функциями той или иной роли, с обязанностями и правилами игры и т.д.

В заключении необходимо проанализировать результаты игры. По ним можно определить заинтересованность учащихся, уровень запоминания материала, степень воздействия обучения на личность учащихся и т.п.

Я в своей практике использую следующие игровые формы уроков обобщающего повторения:

1.Урок – зачет (индивидуальный).

         Учащимся заранее сообщаются вопросы, по которым будет проводиться зачет. Причем вопросы разного уровня, предусматривают различные формы работы. Каждый учащийся делает себе маршрутную карточку, где фиксируются все его оценки, по результатам выставляется общая оценка за урок.

Название  станции

оценка

подпись

       
       
       

          В качестве консультантов, принимающих зачет, могут выступать как сильные ученики, так и слабые. Конечно, во втором случае требуется более серьезная подготовка со стороны учителя, но очень часто этот вариант оказывается более эффективным.

2. Игра по станциям (групповая). (см. приложения)

3. Географические бои, турниры, смотры знаний и т.д.  (см. приложения)