Личные страницы учителей

Игровые технологии на уроках географии

Содержание материала

Игровые технологии на уроках географии

Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Игры дают возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить свои знания, а с другой – приобрести новые, углубленно изучать карту. Материал для некоторых настольных географических игр (ребусы, шарады, кроссворды, геолото, геодомино) желательно поручить приготовить самим ребятам.

В первые годы своей работы над этой темой основной целью я ставила повышение интереса к учению и активности учащихся с помощью игр, стимулирование деятельности школьников, игры носили эпизодический характер и использовались только на этапе повторения. Постепенно накапливалось количество игровых моделей, описанных в методической литературе и адаптированных мною к определённым темам и курсам, собственных разработок. Появились возможности для расширения их использования и создания небольших игровых комплексов по некоторым курсам. Применение уже созданных и описанных в литературе систем затруднительно. Каждый учитель должен сам решать, что включать в такой комплекс, учитывая содержание программ и учебников, которые он использует, особенности классов, с которыми работает. Модели, описанные в литературе, могут служить основой для создания собственных комплексов.


Игровые технологии на разных этапах урока

Игровые моменты возможно использовать на разных этапах урока. Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста. Я привожу примеры некоторых игровых моментов.

Дешифратор

           В 6м классе при изучении темы «План и карта»,чтобы подвести учащихся  к изучению новой темы, я зашифровываю ее с помощью условных знаков. Таким образом учащиеся повторяют тему «Условные знаки».

                   deshifratorПри изучении темы  «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.

  1. 59 с.ш. 11 в.д. Осло
  2. 35 с.ш. 51 в.д. Тегеран
  3. 13 ю.ш. 76 з.д Лима
  4. 52 с.ш. 105 в.д. Иркутск
  5. с.ш. 115 в.д.         Чита
  6. 42 с.ш 78 з.д.   Нью-Йорк
  7. 46 с.ш. 75 з.д. Оттава

Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать свое имя, фамилию или любое другое слово, которое на следующем уроке будут отгадывать его одноклассники.

Геолото

На уроке проверки и учета знаний и умений использую геолото. Для организации игры использую эстетически оформленную емкость. В ёмкости находятся открывающиеся бочонки, в которые вложены тематические вопросы. Кроме вопросов в бочонках находится жетон «приз» и жетон «зеро».

Вопросы для геолото которые помещаются в бочонках подготавливаются учителем, учениками. Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеобразовательный характер.

Потом начинается сама игра. Ученики, по просьбе учителя, начинают вынимать бочонки с вопросами. Потом бочонки открываются, из них извлекаются вопросы, на которые через небольшой промежуток ученики должны дать ответы.

В чем преимущества игр лото перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою «участь», т.е. вытянуть сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета, поставить ему отрицательную оценку. Отвечающего оценивают одноклассники, путем высказывания своих оценочных мнений. При оценивании я ориентируюсь на сильных учеников, которые действительно знают предмет. Если вдруг оценка поставлена учащимися необъективно (или дети не знают правильный ответ), учитель разъясняет сущность вопроса, проговаривает правильный ответ и сам выставляет оценку. Если ученику выпадает бочонок «Приз», то он освобождается от ответа, а если бочонок «Зеро», то, зачит, учитель получил право задать ученику любой вопрос на свое усмотрение. При этой игре, в классе всегда царит атмосфера коллегиальности между учеником и учителем, игра сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном.

Логическая задача

             Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют собой ряд условий (высказываний), с помощью которых и решается задача. Для этого обычно составляют специальную таблицу, содержащую в себе все возможные выводы. Затем путём логических рассуждений расставляют в ней “+” и “-”, обозначающие верные и неверные выводы.

Задание. Определите, на каких кораблях плавали знаменитые российские мореплаватели М. П. Лазарев, Г. Я. Седов, В. М. Головин, если известно, что:

1). “Святой Фока” был построен последним из этих кораблей;

2). Во времена плавания “Святого Гавриила” М. П. Лазарев и В. М. Головин ещё не родились;

3). В. Беринг совершил своё путешествие раньше остальных;

4). Корабль “Мирный” участвовал в русской кругосветной экспедиции, открывшей Антарктиду;

5). Г. Я. Седов сдавал выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе вместе с внуком В. М. Головина.

В клетках с неприемлемыми вариантами необходимо расставить минусы, и оставшиеся свободными клетки покажут, каким кораблём командовал каждый из мореплавателей.

Мореплаватель         

“Святой Фока”         

“Святой Гавриил”         

“Мирный”

“Диана”         

М. П. Лазарев

 

                                            

   

Г. Я. Седов                                 

 

                                 

   

В. Беринг   

       

В. М. Головин

       

Слова в словах

Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.

Геоалфавит

           В этой игре может быть несколько вариантов.

1. В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 5 или 10 вопросов на географические темы, а члены команды №2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например букву П.

1. Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.

2. Назовите страну нашей планеты.   Парагвай.

3. Назовите столицу европейского государства. Париж.

4. Какая река протекает в Южной Америке? Парана.

5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка.   Петропавловск-Камчатский.

6. Какой полуостров в Европе вы знаете?       Пиренейский.

7. Какую вы знаете горную страну?          Памир.

8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”?        Папанин.

9. Назовите известный вам канал.       Панамский.

10. Какие горы расположены в Англии?     Пеннины.

  1. Участвовать могут команды или пары или каждый ученик отдельно. Задание – называть географические объекты или термины на буквы алфавита. Желательно географические объекты показывать на карте, а терминам давать определения.

Например. Атлантический океан – Белое море – Великобритания – Ганг река – Дрейка пролив – и т.д.

Азимут – Барометр – Ветер - Гейзер – Демография – и т.д.

Также в качестве задания можно предложить перечислить названия животных или растений с указанием материка или природной зоны, где они проживают.

Пароль

Данную игру можно использовать как в начале урока, так и при его завершении. Прежде чем сесть на свои места учащиеся должны назвать «пароль». В зависимости от пройденных тем это могут быть республики РФ и их столицы, страны мира и их столицы, названия морей, островов и т.д. По окончании урока учащиеся должны назвать «пароль», чтобы выйти из класса.

Географический лабиринт

       Данный приём представляет собой вид теста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью “ДА” и “НЕТ”. Если утверждение истинно, то следует идти по стрелки “ДА”, а если ложно - по стрелке “НЕТ”.

Приведу в качестве примера задание по теме “Южная Сибирь”. Приложение1

«Третий лишний» или «Белая ворона»

          Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.

Например.  Коала, утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)

Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ)

«Геопочта»

              Учащимся раздаются «письма» (можно «СМС-ки») с описанием природной зоны. Задача разнести по адресатам. На доске висят конверты с названиями природных зон. Задания в данном случае могут быть разнообразны: географические объекты материков, горные породы и т.д.

Отыщи на карте

                Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий.

Да и нет

            Учитель (или ведущий ученик) загадывает какой-нибудь географический объект и дает небольшую подсказку. Например, что  «это» находится в Азии. Игроки должны отгадать этот объект, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Кластеры

           На этапе актуализации  знаний, например при изучении темы «Растительный и животный мир саванн Африки», учащимся предлагается заполнить на  доске (или карточке) кластер.

Животные саванн

jivotnie

                    

 

                  В последнее время большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям.  Предлагаю несколько подвижных географических игр.

Игра «Раз! Два! Три!»

Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто-нибудь промолчит, то он выбывает из игры.

Игра со словами: «Раз! Два! Три!» Остров (горы, реки, город) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников.

Игра «Широта и долгота»

Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - “ северные широты”, вторая - “южные широты”, третья - “восточные долготы”, четвёртая - “ западные долготы”. Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют “широты” и “долготы” этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие “южные широты” и восточные долготы”. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры.

Игра «Верх – вниз»

               Игроки образуют полукруг от ведущего. Он начинает перечислять большие и маленькие по площади государства. Если названо большое государство (Китай, Россия, Бразилия и т. п.), ребята поднимаются на носки и тянут руки вверх, тем самым как бы показывая размеры. Если же названы небольшие государства, все участники игры опускают руки вниз. Сделавший две ошибки выбывает из игры.

              Ведущий не только называет страны, но и сам выполняет движения, иногда намеренно ошибаясь. Те, кто невнимателен и копирует действия ведущего, скоро выбывает из игры. Игра может продолжаться 2-3 минуты, после чего её можно повторить, но называть уже надо горы, озёра и т. д.

«Флюгер»

               Применяется при  изучении темы «Ориентирование на местности» или «Ветер». Несколько учеников выходит к доске и учитель говорит: «Ветер дует с севера». Все должны повернуться лицом к югу (т.е. отвернуться от ветра). Затем: «Ветер дует с запада», и т. д. Или «Ураган». Все кружатся. «Штиль». Все стоят спокойно.


Все чаще  я использую игру не только как  элемент урока. Весь урок проходит в форме игры. Такие уроки-игры  можно разделить на 2 категории: игра как форма обобщающего контроля и деловая игра. В данном случае  необходимо соблюдать этапы игры:

1. Предварительная подготовка (разрабатывается сценарий игры, класс делится на команды, раздаются роли).

2. Непосредственно игра.

3. Подведение итогов.

     При формировании групп необходимо: 1. определить количество учащихся, образующих одну группу (оптимальное количество – 5 человек).

2. учитывать личностные качества, уровень знаний и интерес учащихся.

3. Правильно распределить роли. С этой целью, можно провести предварительное анкетирование с ответами на такие вопросы: какую роль хотел бы исполнить в игре? Кого хотел бы видеть в роли руководителя? и т.д.

Задания на игру должны быть посильными для учащихся в смысле научной подготовки и затрат времени. Желательно, чтобы они включали еще не решенные проблемы. Это повышает интерес и активизирует творческую деятельность на уроке. При составлении задания необходимо помнить правило: чем оно короче, конкретнее, тем быстрее усваивается. Оно может содержать также и указания, что надо изучить, подготовить, исполнить и т.п.

Консультации – обязательный элемент игры. Их может быть несколько. На начальном этапе необходима направляющая консультация. На ней сообщают тему, определяют цель, знакомят с правилами, обязанностями, получают задания. За три дня до игры проводят консультацию, на которой рассматривают содержание отдельных вопросов, конкретизируют ход игры, уточняют средства наглядности. Если игра не предусматривает подготовительного периода, то консультацию можно заменить подробным инструктажем в начале урока.

У руководителя игры существует несколько обязанностей. Он должен выбрать тему, определить объем и вид конкретного материала, смоделировать механизм взаимодействия участников, разработать правила проведения игры, подготовить игровую документацию, ознакомить игроков с функциями той или иной роли, с обязанностями и правилами игры и т.д.

В заключении необходимо проанализировать результаты игры. По ним можно определить заинтересованность учащихся, уровень запоминания материала, степень воздействия обучения на личность учащихся и т.п.

Я в своей практике использую следующие игровые формы уроков обобщающего повторения:

1.Урок – зачет (индивидуальный).

         Учащимся заранее сообщаются вопросы, по которым будет проводиться зачет. Причем вопросы разного уровня, предусматривают различные формы работы. Каждый учащийся делает себе маршрутную карточку, где фиксируются все его оценки, по результатам выставляется общая оценка за урок.

Название  станции

оценка

подпись

       
       
       

          В качестве консультантов, принимающих зачет, могут выступать как сильные ученики, так и слабые. Конечно, во втором случае требуется более серьезная подготовка со стороны учителя, но очень часто этот вариант оказывается более эффективным.

2. Игра по станциям (групповая). (см. приложения)

3. Географические бои, турниры, смотры знаний и т.д.  (см. приложения)


«Деловая игра» является формой воссоздания предмет­ного и социального содержания будущей профессиональ­ной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных про­тиворечий и затруднений, испытываемых в типичных про­фессиональных проблемных ситуациях.

На этапе разработки деловой игры следует реализовать следующие психолого-педагогические принципы: 1) прин­цип имитационного моделирования содержания профес­сиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства; 2) принцип воссоздания проблемных ситуа­ций, типичных для данной профессиональной деятельности через систему игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающих у учеников состояние за­труднения; 3) принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производ­ственных функций специалистов; 4) принцип диалогическо­го общения и взаимодействия партнеров по игре как необхо­димое условие решения учебных задач, подготовки и приня­тия согласованных решений; 5) принцип двуплановости игровой учебной деятельности. Деловая игра решает «серьезные» задачи по развитию личности специалиста; обучае­мые усваивают знания, умения в контексте профессии, при­обретают и профессиональную компетенцию и социальную компетенцию (навыки взаимодействия в коллективе про­изводственников, навыки профессионального общения с людьми и управления ими). Но эта «серьезная» деятель­ность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоциональ­но «раскрепоститься», проявлять творческую инициативу.

Учебные деловые игры (цель которых — сформиро­вать определенные навыки и умения учащихся в их ак­тивном творческом процессе) по уровню сложности мож­но разделить на следующие разновидности.

  1. Имитационные упражнения — они отличаются от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью ре­шаемых задач (например, кто лучше может пользоваться едиными нормами и расценками?). Цель имитационных упражнений — предоставить возможность учащимся в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, ак­центировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.
  2. «Анализ конкретных производственно-профессио­нальных ситуаций» — обучаемые знакомятся с ситуаци­ей, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее пе­ред специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения; ученики предлагают свои решения в той или иной ситуации, ко­торые коллективно обсуждаются.
  3. «Разыгрывание ролей» — ученики получают ис­ходные данные по ситуации, а затем берут на себя испол­нение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других учеников, которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самосто­ятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений, т. е. при разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель; этот метод обуче­ния используется для выработки практических професси­ональных и социальных навыков.

Деловую игру как форму контекстного обучения сле­дует выбирать прежде всего для решения следующих пе­дагогических задач:

  • формирование у учащихся целостного представле­ния о профессиональной деятельности и ее динамике;
  • приобретение проблемно-профессионального и соци­ального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;
  • развитие теоретического и практического мышле­ния в профессиональной сфере;
  • формирование познавательной мотивации, обеспече­ние условий появления профессиональной мотивации.

Таким образом, не любое содержание профессиональ­ной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит в себе проблемность и не мо­жет быть усвоено индивидуально.

Положительное в применении учебных деловых игр:

  • как правило, учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;
  • происходит подготовка к профессиональной дея­тельности, формируются знания, умения, т. е. учащиеся учатся применять свои знания;
  • послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний;
  • достигаются комплексные педагогические цели: по­знавательные, воспитательные, развивающие. Познаватель­ная эффективность: в процессе деловой игры учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профес­сиональные функции на личном примере.

Воспитательная функция: в процессе проведения де­ловой игры формируется сознание принадлежности к коллективу, закрепляются взаимосвязи при решении кол­лективных задач, а коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам. Развивающая эффективность: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность поиска ответов на по­ставленные вопросы, речь и речевой этикет, умение уча­ствовать в дискуссии и эффективно общаться.

Отрицательные моменты в проведении учебных дело­вых игр: высокая трудоемкость подготовки к занятию (для преподавателя); не все преподаватели владеют умени­ем проводить деловые игры; большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом процессе и должен быть одновременно и акте­ром (обладать актерскими данными) и режиссером в те­чение всей игры; сами учащиеся могут быть не готовы к работе с использованием деловой игры; деловые игры тре­буют много времени и порой специального изменения рас­писания занятий.


Деловые игры используются в основном в старших классах. Вот примеры некоторых из них.

География мировых природных ресурсов (урок-практикум)

Цель:

Самостоятельно ознакомиться с мировыми природными ресурсами в процессе групповой работы.

Способствовать формированию и развитию компетентностных умений: интеллектуальных, оценочных, коммуникативных.

Оборудование: карточки-задания, учебник, атлас, настенная мировая карта.

Изучение промышленности мира учитель организует с группами учащихся. Весь класс условно делят на кафедры “Института природных ресурсов”, каждой выдается инструктивная карточка с заданиями: (3–4 вопроса, используемая литература).

Через 15 минут кафедра должна дать полный отчет о своей отрасли промышленности. В “Институте природных ресурсов” работают кафедры:

кафедра горючих полезных ископаемых;

кафедра негорючих полезных ископаемых;

кафедра земельных ресурсов;

кафедра водных ресурсов;

кафедра биологических ресурсов;

кафедра агроклиматических ресурсов.

Зав. Кафедрами (бригадиры) корректируют работу своих групп, подводят итоги.

  «Региональная характеристика мира» (урок-семинар)

Цель:    Сформировать общее представление о международных экономических отношениях, влияния НТР на структуру хозяйства, использования современных методов мониторинга.

Оборудование: карточки-задания, карты атласа, дополнительная литература, настенная политическая карта мира, учебники.

Учащиеся до проведения игры делятся на группы, и самостоятельно выбирают интересующие их вопросы.

1 группа – политическую тему: формирование 3-х главных центров экономического соперничества; партнерство и противоречия между странами.

2 группа – экономические вопросы, связанные с международным разделением труда, положением в нем развитых и развивающихся стран, ролью международных монополий в международном разделении труда.

3 группа – НТР на современном этапе; сдвиги в отраслевой и территориальной структуре хозяйства в период НТР; высокий уровень науки, техники и технологий на современном этапе.

4 группа – на экологическую тему, в которую входило рассмотрение современных методов и технических средств мониторинга за состоянием окружающей среды.

Группы учащихся состоят из 5-6  человек, и каждый участник выбирает только один вопрос и составляет письменный доклад. После проверки его учителем, в группах выбираются докладчики. В их задачу входит на основе работ своих товарищей написать общий доклад по теме.

В результате данной игр учащиеся получают знания о мировой системе хозяйства; продолжают формировать умение работать с дополнительной литературой, картами различного содержания, слушать собеседника и отстаивать свою точку зрения, работать в группе, обмениваться информацией и делать выводы.

 «Маркетинг», тема: «Международное географическое разделение труда» (урок-аукцион)

Цель:

Расширить представление о формах международного сотрудничества, о роли стран в МГРТ. Продолжить формировать умение работать с различными источниками информации, работать в группе и обмениваться мнениями.

Оборудование: карты атласа, справочники, флажки, эмблемы, упаковка или образцы продукции, ватман, цветная бумага, клей, ножницы, карта мира, учебники.

Подготовительный этап: объяснение сути игры. Ребятам объясняют смысл слова “маркетинг”, что позволяет правильно выбрать направление сбора информации по “своей” стране.

Ход игры:

I раунд: подготовка рекламы;

II раунд: краткая информация о стране и реклама ее экспортной продукции;

III раунд: изучение рынка сбыта и спроса на продукцию своей страны;

IV раунд: брифинг.

Представители стран сообщают, какие торговые соглашения они успели заключить в ходе игры и с какой страной (по туризму, научно-техническому обмену и т.д.).

Заканчивает игру итоговое выступление – экспертов.

Путешествие по Индии (урок-путешествие)

Цель:

Получить знания по Индии, изучив ее природно-ресурсную базу, размещение населения и хозяйства, проблемы экономики, сотрудничество с Россией.

Оборудование: карты атласа, учебник, наглядный материал: рисунки, фотографии Индии; дополнительная литература.

За “круглым столом” туристы и корреспонденты делятся своими впечатлениями после поездки в Индию, иллюстрируя свой рассказ наглядностью. В ходе игры выясняются вопросы:

Индия в мире;

проблемы использования территории, природных и трудовых ресурсов;

важнейшие промышленные и с/х. районы;

Индийская модель развития экономики;

крупнейшие города, обозначение их на к/к;

экономические и социальные проблемы;

экономическое сотрудничество Индия – Россия.

В конце подводится итог основных черт Индии.

 «Государства – карлики» (урок-панорама)

Цель:

Активизация познавательной деятельности, дальнейшее формирование умений работы с разнообразными источниками знаний, знакомство с маленькими государствами Европы.

Оборудование: таблички, визитки по странам, наглядный материал, атласы, настенная политическая карта Европы,презентации.

Класс делится на 2 группы: корреспонденты газет, журналов и т.д. и представителей каждого государства.

Творческим группам заранее предложены задания:

Нарисовать герб, флаг страны;

Составить краткую характеристику страны (1-2 человека);

Отобрать на выбор печатные материалы о данной стране (фотографии, графики, цифры и т.д.);

Рассказать о культуре страны: музыке, традициях, обычаях, праздниках, достопримечательностях, памятниках истории и культуры;

После вступительного слова идет представление стран и вопросы корреспондентов.

Данный вид деловых игр является и разновидностью проектной деятельности, так как в начале работы учащиеся получают определенную задачу (или проблему), намечают пути ее решения и в итоге они получают результат своей работы.


Заключение

В результате исследования, я  пришла к  выводу о том, что:

- использование на уроках географии игровых технологий является важным методом для стимулирования  мотивации учебно-познавательной деятельности школьников;

- в данной работе доказана методологическая ценность применения игр на уроках географии, заключающаяся в том, что участие в игре формирует у ребенка ряд психических новообразований. Это воображение и сознание, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие; формирование характера человеческих отношений, которые придают определенное значение тому или иному действию отдельного человека. У него возникает осмысленная ориентация в собственных переживаниях, ребенок стремится обобщить их. На основе всего этого у него могут быть сформированы навыки культурного поведения, что позволяет ему эффективно включаться в коллективную  и индивидуальную деятельность.

 Перед традиционными формами и приемами обучения игровые технологии имеют ряд преимуществ:

  • активизирует процесс обучения;
  • развивает творческие способности учащихся: умение мыслить, рассуждать и отстаивать свою точку зрения и принимать мнение собеседника;
  • организует групповую деятельность, коллективный поиск решений, учит пользоваться информацией периодической печати, радио, телевидения;
  • способствует наиболее успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.

Положительные стороны игровых технологий:

1. Теоретические знания стали более прочными и осмысленными, вырабатываются умения анализировать и прогнозировать географические процессы и явления. Отмечается рост самостоятельности в выполнении заданий, сотрудничества, взаимопомощи.

2. Игры дают возможность обучаться на собственном опыте, а не просто выслушивать учителя, позволяют самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями.

3. Игры создают возможность переноса знаний из учебной ситуации в реальную, ориентируют в жизненной ситуации.

4. Развивают коммуникативные способности, позволяют овладевать групповыми формами работы.