Личные страницы учителей

Игровые технологии на уроках - Функции игровых технологий

Содержание материала

Функции игровых технологий:

  1. Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках географии через различные формы игровой деятельности.
  2. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
  3. Толерантное отношение к окружающим.
  4. Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний.

По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической куль­туры игра выполняет следующие важные функции:

  • Функция социализации.

Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систе­му общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

  • Функция межнациональной коммуникации.

Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценнос­ти, культуру представителей разных национальностей, посколь­ку «игры национальны и в то же время интернациональны, меж­национальны, общечеловечны».

  • Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне че­ловеческой практики».

Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить про­ект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ре­бенка, с другой — выявить недостатки опыта.

  • Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребен­ку войти в реальный контекст сложнейших человеческих комму­никаций.
  • Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интел­лектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и са­моутверждает себя.
  • Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возника­ющих у ребенка в поведении, общении, учении.

«Эффект игровой терапии определяется практикой новых со­циальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые роле­вая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений при­нуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтичес­кому эффекту».

  • Функция коррекции — есть внесение позитивных измене­ний, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
  • Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

Использование игровых технологий позволяет учителю:

  • Создать комфортные условия, необходимые для овладения общеучебными умениями и навыками.
  • Создать условия для воспитания детского коллектива.
  • Развивать коммуникативные качества учащихся.
  • Формировать навыки коллективной работы, способствовать внедрению в практику педагогики сотрудничества.
  • Исключать неудовлетворительные оценки по предмету.

Целевые ориентации педагогических игр:

  • Дидактические:
  • расширение кругозора, познавательная деятельность;
  • применение ЗУН в практической деятельности;
  • формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
  • развитие общеучебных умений и навыков.
  • Воспитывающие:
  • воспитание самостоятельности;
  • формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;
  • воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
  • Развивающие:
  • развитие внимания, памяти, речи, мышления;
  • умение сравнивать, сопоставлять, находить аналоги;
  • развитие воображения, фантазии, творческих способностей;
  • умение находить оптимальные решения;
  • развитие мотивации учебной деятельности.
  • Социализирующие:
  • приобщение к нормам и ценностям общества;
  • адаптации к условиям среды;
  • стрессовый контроль, саморегуляция;
  • обучение общению.