Личные страницы учителей
Игровые технологии на уроках - Функции игровых технологий
- Информация о материале
- Родительская категория: Личные страницы учителей
- Категория: Личная страница Егоровой Валентины Михайловны
Содержание материала
Функции игровых технологий:
- Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках географии через различные формы игровой деятельности.
- Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
- Толерантное отношение к окружающим.
- Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний.
По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:
- Функция социализации.
Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
- Функция межнациональной коммуникации.
Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».
- Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики».
Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.
- Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
- Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
- Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
«Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту».
- Функция коррекции — есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
- Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.
Использование игровых технологий позволяет учителю:
- Создать комфортные условия, необходимые для овладения общеучебными умениями и навыками.
- Создать условия для воспитания детского коллектива.
- Развивать коммуникативные качества учащихся.
- Формировать навыки коллективной работы, способствовать внедрению в практику педагогики сотрудничества.
- Исключать неудовлетворительные оценки по предмету.
Целевые ориентации педагогических игр:
- Дидактические:
- расширение кругозора, познавательная деятельность;
- применение ЗУН в практической деятельности;
- формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
- развитие общеучебных умений и навыков.
- Воспитывающие:
- воспитание самостоятельности;
- формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;
- воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развивающие:
- развитие внимания, памяти, речи, мышления;
- умение сравнивать, сопоставлять, находить аналоги;
- развитие воображения, фантазии, творческих способностей;
- умение находить оптимальные решения;
- развитие мотивации учебной деятельности.
- Социализирующие:
- приобщение к нормам и ценностям общества;
- адаптации к условиям среды;
- стрессовый контроль, саморегуляция;
- обучение общению.