Личные страницы учителей

Игровые технологии на уроках

Содержание материала

Игровые технологии на уроках

                Целью современного образования в средней школе является дальнейшее развитие исторически сложившейся педагогической системы на основе создания условий для формирования профессионально компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности. В настоящее время мы наблюдаем также преобразование образовательного пространства, которое из парадигмы «подражание» вступило в парадигму «информация». Главным недостатком системы школьного образования при этом является отсутствие деятельности ученика, который зачастую пассивно воспринимает информацию, что не соответствует современным потребностям. При переходе к информационному обществу все более важным для педагога становится приобщение учеников к самостоятельной работе для достижения заданного качества обучения в условиях модернизации образования, реализации современных технологий обучения, развития у учеников культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля. Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - средств и методов, в том числе – средств и методов обучения.

           В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нововведение последних лет. В процессе деловой дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.

              С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используются различные игры. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися. Учитель перестает быть для учащихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельности учащихся, направляемой на разрешение проблем. Ученик теперь уже активный участник учебного процесса. Ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным.

Цель моей работы  – показать роль игровых технологий  в развитии познавательного интереса учащихся на уроках географии.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • Анализ теоретической, методологической литературы по игровым технологиям.
  • Адаптация игровых технологий к уже известным методам и средствам обучения и воспитания.
  • Разработка систем игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и местных условий.

Игровые технологии как вид педагогических технологий. Сущность и функции

«Человек играет только тогда,

когда он в полном значении слова человек,

и он бывает вполне человеком лишь тогда,

когда он играет.»

 Ф. Шиллер

           Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащегося в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучаемых   

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсифика­цию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освое­ния понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии внеклассной работы

Понятие «игровые педагогические технологии» вклю­чает достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра облада­ет существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим ре­зультатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помо­щи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учеб­ной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направле­ниям: дидактическая цель ставится перед  учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в каче­стве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

               Игра является одним из методов, или, по определению Г.К. Селевко, технологий, позволяющих повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.

              По мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

В «Большой энциклопедии» игра рассматривается как «занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения и забавы, а также применения на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)».

Наиболее приемлемым для нас является определение, данное А. А. Деркачом, учебной называется игра, используемая в учебном процессе в  качестве задания, содержащая учебную (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели.

                Игровые технологии обладают набором средств, активизирующих и интенсифицирующих деятельность учащихся. Именно в игре педагог часто становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся; взаимодействие школьников с учебным материалом, друг с другом и с учителем строится как учебно-познавательное, в котором учитель выступает не как источник информации, а как организующее начало в самостоятельном познании материала школьниками. Особенно это, по мнению М. В. Кларина, касается тех случаев, когда игра используется как метод изучения нового материала. Именно в этих случаях игровое обучение можно отнести к инновационным видам обучения.

                   Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра - это способ существования ребенка, но играют люди всех возрастов, национальностей и профессий. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В этом и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение.


Функции игровых технологий:

  1. Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках географии через различные формы игровой деятельности.
  2. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
  3. Толерантное отношение к окружающим.
  4. Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний.

По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической куль­туры игра выполняет следующие важные функции:

  • Функция социализации.

Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систе­му общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

  • Функция межнациональной коммуникации.

Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценнос­ти, культуру представителей разных национальностей, посколь­ку «игры национальны и в то же время интернациональны, меж­национальны, общечеловечны».

  • Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне че­ловеческой практики».

Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить про­ект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ре­бенка, с другой — выявить недостатки опыта.

  • Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребен­ку войти в реальный контекст сложнейших человеческих комму­никаций.
  • Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интел­лектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и са­моутверждает себя.
  • Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возника­ющих у ребенка в поведении, общении, учении.

«Эффект игровой терапии определяется практикой новых со­циальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые роле­вая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений при­нуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтичес­кому эффекту».

  • Функция коррекции — есть внесение позитивных измене­ний, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
  • Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

Использование игровых технологий позволяет учителю:

  • Создать комфортные условия, необходимые для овладения общеучебными умениями и навыками.
  • Создать условия для воспитания детского коллектива.
  • Развивать коммуникативные качества учащихся.
  • Формировать навыки коллективной работы, способствовать внедрению в практику педагогики сотрудничества.
  • Исключать неудовлетворительные оценки по предмету.

Целевые ориентации педагогических игр:

  • Дидактические:
  • расширение кругозора, познавательная деятельность;
  • применение ЗУН в практической деятельности;
  • формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
  • развитие общеучебных умений и навыков.
  • Воспитывающие:
  • воспитание самостоятельности;
  • формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;
  • воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
  • Развивающие:
  • развитие внимания, памяти, речи, мышления;
  • умение сравнивать, сопоставлять, находить аналоги;
  • развитие воображения, фантазии, творческих способностей;
  • умение находить оптимальные решения;
  • развитие мотивации учебной деятельности.
  • Социализирующие:
  • приобщение к нормам и ценностям общества;
  • адаптации к условиям среды;
  • стрессовый контроль, саморегуляция;
  • обучение общению.

Значение игр в обучении

               Игра дает учащимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать.

               Для ребенка игра – увлекательное  прежде всего занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой  более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.

Характерная черта игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций. Эта особенность позиции вытекает из двуплановости игры. Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном. И именно на эту черту должен обратить внимание учитель. В процессе игры он может по новому открыть ребенка для себя, т.к. в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает.

              Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на учащихся, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность.

                Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте учащихся. Педагогически и психологически продуманное использование ее на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности. А это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности учащихся.

             Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение учащихся к тому или иному явлению, факту, проблеме.

               Игра ориентирована на групповую активность, что вполне отвечает запросам современной методики. Она также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому ученику попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности.

               Коммуникативная природа игры также предоставляет возможности для развития коммуникативных навыков. Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в пределах группы, возражать, соглашаться, высказывать свое мнение служит базой для развития речевых умений и стратегий общения, что необходимо для инициации и поддержания межкультурного диалога. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом.


Классификация игровых технологий

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педаго­гических игр.  Особенно сложно классифицировать уроки игровой формы. Игровые технологии обучения отличаются исключительным раз­нообразием. Основной мотив игры — не результат, а процесс.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обоб­щающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применя­емых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, ими­тационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

Современные формы уроков, на которых может применяться коммуникативный подход можно классифицировать:

уроки в форме соревнований и игр:  конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина, урок-конкурс рассказов о стихийных бедствиях;

уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок;

уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок-“дублер начинает действовать”;

уроки, напоминающие публичные формы общения:  пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, телемост, диалог, “живая газета”, устный журнал;

уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый совет;

уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, литературная гостиная, интервью, урок – путешествие с путешественниками;

Перенесение в рамках урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, “следствие ведут знатоки”, утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественных произведений, диспут, клуб знатоков;

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарий, мозговая атака, рецензия;

Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Классификация педагогических игр по Селевко Г.К.:

1tex

М. Новик, выделяет неимитационные и имитационные и формы (виды) занятия.     Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связи между преподавателем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к  игровым.

Классификация дидактических игр по Т.А. Шакурову:

  • по уровню познавательной активности:
    • репродуктивные
    • конструкторские
    • творческие
  • по времени протекания игры
    • кратковременные
    • длительные
  • по форме проведения игр
    • деловые
    • коллективные
    • групповые
    • индивидуальные
  • по виду игр:
    • соревновательные
    • художественные
    • организационные

 

        Все виды игр могут выступать как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.


Проведя анализ психолого-педагогической литературы, можно сделать следующие выводы:

- игровые технологии значительно повышают мотивацию к изучению школьных предметов;

- игра является средством активизации познавательной деятельности учащихся, способствующим ее актуализации;

- игра способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения, обеспечивает развитие речемыслительной деятельности учащихся.

 Положительные стороны игровых технологий:

1. Теоретические знания становятся более прочными и осмысленными, вырабатываются умения анализировать и прогнозировать. Отмечается рост самостоятельности в выполнении заданий, сотрудничества, взаимопомощи.

2. Игры дают возможность обучаться на собственном опыте, а не просто выслушивать учителя, позволяют самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями.

3. Игры создают возможность переноса знаний из учебной ситуации в реальную, ориентируют в жизненной ситуации.

4. Развивают коммуникативные способности, позволяют овладевать групповыми формами работы.

Игровые технологии активизируют процесс обучения, развивают творческие, коммуникативные способности учащихся:

  • умение мыслить, рассуждать и отстаивать свою точку зрения;
  • организуют групповую деятельность, коллективный поиск решений,
  • учит пользоваться информацией периодической печати, радио, телевидения,
  • развивают и совершенствуют компетентностные навыки и умения,
  • учат применять полученные знания в новых условиях, учатся использовать полученные знания и умения в новых ситуациях,
  • способствуют наиболее успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества и являются универсальной методикой для большинства учебных дисциплин.