Стили семейного воспитания - Причины негармоничного воспитания

Содержание материала

Причины негармоничного воспитания

Причины использования родителями негармоничных стилей весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Однако нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. В этом случае в основе негармоничного воспитания лежит какая-то проблема ( чаще всего неосознаваемая), неудовлетворенные потребности. Родитель пытается разрешить личностную проблему, используя свою роль в воспитании ребенка. Среди этих проблем можно выделить следующие:

Проекция на подростка собственных нежелательных качеств. Нарушение воспитания, обусловленные этой проблемой, - эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. (Вспомните психологическую, защиту по типу «проекции») Это могут быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, протестные реакции, несдержанность. Ведя в борьбу с такими же, истинными Ии мнимыми, качествами у ребенка, родитель ( чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя при этом нередко подростку навязывается роль «неисправимого», «хулигана, «психа», «недотепы» и т.п. борьба с нежелательными качествами ребенка ( подростка) помогает отцу верить, что у него самого данных проблем нет.

Неразвитость родительских чувств. Эта проблема обусловливает нарушение воспитания и возникновение негармоничных воспитательных стилей: гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение.

Слабость. Неразвитость родительских чувств внешне проявляется в нежелании иметь дело с ребенком или подростком, в плохой переносимости его общества, поверхностном интересе к его делам. Нередко эта проблема встречаются у родителей детей и подростков с трудностями в поведении и обучении.

Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, поведшее к тому, что он сам в свое время не испытал родительского тепла. Замечено, что он у очень молодых родителей родительские чувства значительно слабее, чем у более старших; для женщин с неразвитым родительским чувством характерны эмансипационные устремления и желание любым путем «устроить свою жизнь».

Воспитательная неуверенность родителей. При этом формируется такой воспитательный стиль, как потворствующая гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требований к ребёнку или подростку. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым звеном» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и подростком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у подростка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое» место и добивается для себя ситуации «минимум требований – максимум прав».

Фобия (боязнь) утраты ребенка ведет к формированию таких негармоничных стилей, как потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» - неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличение представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности беззащитности и т.д.

Один источник таких переживаний коренится в истории появления ребенка на свет: его долго ждали, обращение к врачам не приносили успеха, ребенок родился хилым и болезненным, с большим трудом удалось его входить и т.д.