Стили семейного воспитания

Содержание материала

Известный санкт-петербургский семейный психотерапевт Э.Г Эйдемиллер на основе своего многолетнего опыта с деструктивными (негармоничными) семьями разработал классификацию типов негармоничного воспитания. Он выделил 7 таких типов и описал психологические проблемы родителей, которые заставляют их неосознанно избирать тот или иной стиль воспитания.

Стили семейного воспитания,  влияющие на поведение подростков

Типы негармоничного (неправильного) воспитания. Первый тип носит название потворствующая гиперпротекция (этот стиль иногда ещё называют «Кумир семьи»). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремиться к максимальному удовлетворению его потребностей. Нет запретов и санкций, часто такие дети просто не понимают слов «нет» и «нельзя».

При стиле доминирующей гиперпртекции ребёнок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, устанавливая многочисленные ограничения и запреты. Это своего рода опутывающий контроль: такой ребенок, как правило, лишён свободы выбора, за него все решают родители.

Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Ребенка часто стыдят, постоянно сравнивают его поведения и личность с некими высокими моральными стандартами. У ребенка очень много обязанностей и мало прав. Его проблемы и потребности взрослыми могут просто игнорироваться. Часто при таком стиле воспитания ребёнок вырастает повышенно тревожным, мнительным, страдает от чувства вины.

Один из наименее благоприятных для развития ребенка воспитательных стилей – эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемый или, чаще, неосознаваемый перенос на ребенка негативного жизненного опыта родителей, может быть, ребенок не был желанным, или родители слишком увлечены своими делами, или мать не любила отца, а ребёнок похож на него…. Ребенок в этом случае может ощущает себя помехой в жизни родителей, между ними и ребенком устанавливается большая эмоциональная дистанция.

Есть семьи, где распространено жестокое обращение родителей с детьми. Здесь на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишения удовольствий, неудовлетворения потребностей ребёнка.

При стиле гипопротекции ребёнок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Иногда это настоящая безнадзорность; в некоторых случаях родители удовлетворяют лишь физиологические потребности ребенка, но других функций семья для него не выполняет.

При гармоничном воспитании потребности ребенка разумно удовлетворяются, существует небольшое количество неукоснительно соблюдаемых правил и запретов; в ребенке поощряется самостоятельность, развивается ответственность.


Причины негармоничного воспитания

Причины использования родителями негармоничных стилей весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Однако нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. В этом случае в основе негармоничного воспитания лежит какая-то проблема ( чаще всего неосознаваемая), неудовлетворенные потребности. Родитель пытается разрешить личностную проблему, используя свою роль в воспитании ребенка. Среди этих проблем можно выделить следующие:

Проекция на подростка собственных нежелательных качеств. Нарушение воспитания, обусловленные этой проблемой, - эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. (Вспомните психологическую, защиту по типу «проекции») Это могут быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, протестные реакции, несдержанность. Ведя в борьбу с такими же, истинными Ии мнимыми, качествами у ребенка, родитель ( чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя при этом нередко подростку навязывается роль «неисправимого», «хулигана, «психа», «недотепы» и т.п. борьба с нежелательными качествами ребенка ( подростка) помогает отцу верить, что у него самого данных проблем нет.

Неразвитость родительских чувств. Эта проблема обусловливает нарушение воспитания и возникновение негармоничных воспитательных стилей: гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение.

Слабость. Неразвитость родительских чувств внешне проявляется в нежелании иметь дело с ребенком или подростком, в плохой переносимости его общества, поверхностном интересе к его делам. Нередко эта проблема встречаются у родителей детей и подростков с трудностями в поведении и обучении.

Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, поведшее к тому, что он сам в свое время не испытал родительского тепла. Замечено, что он у очень молодых родителей родительские чувства значительно слабее, чем у более старших; для женщин с неразвитым родительским чувством характерны эмансипационные устремления и желание любым путем «устроить свою жизнь».

Воспитательная неуверенность родителей. При этом формируется такой воспитательный стиль, как потворствующая гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требований к ребёнку или подростку. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым звеном» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и подростком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у подростка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое» место и добивается для себя ситуации «минимум требований – максимум прав».

Фобия (боязнь) утраты ребенка ведет к формированию таких негармоничных стилей, как потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» - неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличение представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности беззащитности и т.д.

Один источник таких переживаний коренится в истории появления ребенка на свет: его долго ждали, обращение к врачам не приносили успеха, ребенок родился хилым и болезненным, с большим трудом удалось его входить и т.д.