Стили семейного воспитания

Содержание материала

Известный санкт-петербургский семейный психотерапевт Э.Г Эйдемиллер на основе своего многолетнего опыта с деструктивными (негармоничными) семьями разработал классификацию типов негармоничного воспитания. Он выделил 7 таких типов и описал психологические проблемы родителей, которые заставляют их неосознанно избирать тот или иной стиль воспитания.

Стили семейного воспитания,  влияющие на поведение подростков

Типы негармоничного (неправильного) воспитания. Первый тип носит название потворствующая гиперпротекция (этот стиль иногда ещё называют «Кумир семьи»). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремиться к максимальному удовлетворению его потребностей. Нет запретов и санкций, часто такие дети просто не понимают слов «нет» и «нельзя».

При стиле доминирующей гиперпртекции ребёнок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, устанавливая многочисленные ограничения и запреты. Это своего рода опутывающий контроль: такой ребенок, как правило, лишён свободы выбора, за него все решают родители.

Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Ребенка часто стыдят, постоянно сравнивают его поведения и личность с некими высокими моральными стандартами. У ребенка очень много обязанностей и мало прав. Его проблемы и потребности взрослыми могут просто игнорироваться. Часто при таком стиле воспитания ребёнок вырастает повышенно тревожным, мнительным, страдает от чувства вины.

Один из наименее благоприятных для развития ребенка воспитательных стилей – эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемый или, чаще, неосознаваемый перенос на ребенка негативного жизненного опыта родителей, может быть, ребенок не был желанным, или родители слишком увлечены своими делами, или мать не любила отца, а ребёнок похож на него…. Ребенок в этом случае может ощущает себя помехой в жизни родителей, между ними и ребенком устанавливается большая эмоциональная дистанция.

Есть семьи, где распространено жестокое обращение родителей с детьми. Здесь на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишения удовольствий, неудовлетворения потребностей ребёнка.

При стиле гипопротекции ребёнок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Иногда это настоящая безнадзорность; в некоторых случаях родители удовлетворяют лишь физиологические потребности ребенка, но других функций семья для него не выполняет.

При гармоничном воспитании потребности ребенка разумно удовлетворяются, существует небольшое количество неукоснительно соблюдаемых правил и запретов; в ребенке поощряется самостоятельность, развивается ответственность.