Рекомендации для психологической подготовки к ЕГЭ

ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что "нельзя научиться плавать, стоя на берегу".

Особый   интерес   в   этом   плане   представляют  впервые   издаваемые   Центром тестирования РФ сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5 по 11 класс, с их помощью можно оценивать уровень усвоения материала и отработать навык их выполнения. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции.

Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачетов и пр., т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных. Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Для успешной подготовки учащихся к ЕГЭ учителю необходимо усилить внимание к формированию и контролю знаний об основных закономерностях изучаемого предмета, его законах, теориях и научных фактах, увеличить число заданий практического содержания, требующих самостоятельной работы с различными источниками знаний.

При работе с тестовыми заданиями привлекаются различные мыслительные процессы, поэтому при подборе материалов желательно уделять большое внимание формированию умений обобщать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, критически осмысливать различные явления, события, ситуации, развивать абстрактное мышление обобщенными категориями.

Анализ результатов прошедших экзаменов, показал, что одной из самых распространенных трудностей, при выполнении заданий в тестовой форме у учеников вызывает задания со свободным развернутым ответом. И именно задания такого рода, где необходимо продемонстрировать собственное мнение, самостоятельное мышление, логику аргументации вызывают наибольшие трудности у выпускников. Чтобы добиться более высоких результатов при выполнении такого рода заданий, следует больше внимания уделять формированию у учащихся умения кратко, четко и по существу  излагать свой ответ в письменной форме на поставленный вопрос.

Одна из причин формализма знаний выпускников заключается в том, что имеющиеся знания они редко могут применять в практической деятельности как в стандартной, так и не в стандартной ситуациях. Это объясняется преобладанием традиционных форм и методов ведения урока, где ведущее место отводится только непосредственному знанию. В условиях ЕГЭ, где используется тестовая форма оценки, особо актуализируется проблема переносов акцентов с простых знаний, умений и навыков на развитие интеллектуальной, психоэмоциональной и других сфер личности ребенка. На овладение умением конструировать продуктивные способы деятельности.

Стрессовую ситуация для выпускника на ЕГЭ создает и недостаточная степень развитости общеучебных навыков - умение внимательно прочитывать задание, осмысливать его, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и так далее.

Таким образом, для успешной подготовки выпускника к итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ, кроме организации усвоения программного материала важно в течение всего учебного года проводить систематическую, целенаправленную работу исходя из особенностей, целей, содержания и формы проведения экзамена.

Все вышесказанное требует от учителя серьезного изменения своих педагогических взглядов и установок, повышения профессионального мастерства и профессиональной компетентности, внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий, позволяющих эффективно решать задачи стоящие перед системой образования.