Личные страницы учителей
Урок «Земля - планета Солнечной системы»
- Информация о материале
- Родительская категория: Личные страницы учителей
- Категория: Личная страница Егоровой Валентины Михайловны
Цель урока
Обобщить представления о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь планеты, пространственное мышление о шарообразности планеты,
Задачи урока:
Образовательные: закрепить знания о Земле как планете солнечной системы.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся к изучению планеты Земля, умения определять следствия вращения Земли вокруг своей оси и орбитального движения Земли, работать с различными источниками информации;
Воспитательные: воспитывать осознание себя частью целостности природы
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознавать необходимость изучения окружающего мира, планет Солнечной системы и себя как уникального и неповторимого жителя на планете Земля и вырабатывать бережное отношение к окружающему миру через добрые дела и поступки.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, корректировать свои действия в соответствии с изменяющей ситуацией, владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные: определять понятия: солнечная система, литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, мировой океан; создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; анализировать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой (схемы в текст); структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; выдвигать аргументы и гипотезы, понимать и принимать позицию другого, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Планируемые результаты
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты в пространстве и времени:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
Основные понятия
планета, форма и размеры Земли, земная ось, движение Земли, продолжительность года, високосный год.
Межпредметные связи
Биология, русский язык
Ресурсы урока
Интернет-ресурсы(ЦОР)-движение Земли, учебник 5-6 класс линии «Полярная звезда» под.ред. профессора А.И. Алексеева, В.В. Николина Просвещение, 2018., рабочая тетрадь учащегося.
Формы урока
Групповая, индивидуальная
Тип урока
повторительно-обобщающий
Техническое оборудование: компьютер, проектор, электронные ресурсы, схема и модель Солнечной системы, глобус, физическая карта полушарий, фотографии, атласы, учебники.
Образовательные технологии: обучение в сотрудничестве ( групповая работа), технология диалога, объяснительно-иллюстративная, здоровьесберегающие технологии, игровая технология.
Технологическая карта урока по теме: «Земля-планета Солнечной системы»
№ |
Название этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 |
Организационно - мотивационный этап урока |
Приветствует учащихся. Обучающиеся рассажены по группам. Проверяет готовность к уроку. Учитель предлагает каждой группе зашифрованное письмо. Из письма узнают, что тема урока «Земля - планета солнечной системы» Предлагает отправиться в путешествие на трех космических кораблях. Капитаны команды объясняют значение названий космических кораблей «Вселенная», «Галактика», «Млечный Путь» Презентация. Слайд №1 |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Дети формулируют тему урока. Выбирают капитанов. |
2 |
Целеполагания: |
Посмотрите из иллюминатора и скажите, что мы будет повторять, во время нашего урока- путешествия. Какие задачи перед космонавтами-исследователями поставлены. |
Учащиеся формулируют задачи. |
3 |
Создание проблемной ситуации |
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. « В чем уникальность нашей планеты?» |
|
4 |
Актуализация знаний |
Для каждой группы по 4 вопроса Каждая группа обсуждая, отвечает на вопросы и за правильный ответ получает смайлик. Вопросы: 1.Какая самая ближайшая планета к солнцу? 2.Какая самая большая планета? 3.Сколько планет вращается вокруг солнца? 4.Какую форму имеет Земля? 5.Сколько материков на Земле? 6.Сколко частей света на Земле? 7.Как называется водная оболочка Земли? 8.Как называется воздушная оболочка Земли? 9.Как называется твердая оболочка Земли? 10.Что такое биосфера? 11.Сколько океанов на Земле? 12.Какая самая близкая к Земле звезда? Презентация. Слайд №2. |
Обсуждают ответы в группах и отвечают на вопросы. |
5 |
Практикум |
Каждая группа получает задание. На заготовленных шаблонах доделать рисунок и подписать: экватор, нулевой меридиан, тропики, полярные круги, полюсы, северное и южное полушарие, западное и восточное полушарие, пояса освещенности. Презентация. Слайд № 3,4. Подведение итогов. За правильно выполненную работу, группа получает смайлики. Следующее задание для каждой группы. На контурных картах отметить материки и океаны. За правильно выполненную работу получают смайлики. |
Работая в группах, ребята выполняют задание. |
6 |
Физкультминутка. (Здоровьесберегающий компонент.) |
Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля. (Дети вращаются против часовой стрелки. Если кто-то ошибся, учитель сообщает, что так вращается планета – Венера) «Игра «Да-Нет». Если «да» - ученики хлопают в ладоши, а если «нет» - топают. 1. Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле – ракета. 2. Юпитер-планета-гигант. 3. Земля- самая большая планета. 4. Нам известна лишь одна галактика. 5.Луна- естественный спутник Земли. 6.Венера-планета земной группы. |
Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по теме. |
7 |
Практикум. |
Следующее задание для групп: Используя слова со слайда №5 презентации, написать письмо другу с другой планеты. В письме указать в чем уникальность нашей планеты. «Ось, орбита, сутки-24 часа, шарообразная форма, год 365дней, 6 часов, 9 минут, 9 секунд; площадь поверхности Земли 510 млн.кв. км., океаны, материки, жизнь, угол 66,5градусов.» Использование ЭОР |
Ребята пишут письмо, обсуждая в группе. Каждая группа зачитывает свое письмо. За работу получают смайлики. |
8 |
Рефлексия |
Каждый из вас сегодня очень хорошо поработал на уроке, я прошу вас сейчас выбрать и показать смайлик, который бы характеризовал, ваше настроение на уроке / понравился урок или нет отличное/ урок мне понравился хорошее/урок мне не очень понравился плохое/ урок не понравился. |
Дети показывают смайлики и комментируют свой выбор. |
9 |
Домашнее задание |
Повторить п.7 |
Записывают домашнее задание. |
10 |
Итог урока. |
Комментирует и выставляет оценки за урок. |
Учащиеся выставляют оценки в дневники. |
Приложение к плану-конспекту урока
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Тип, вид ресурса |
Гиперссылка на ресурс |
1 |
Движение Земли |
Видеофрагмент |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e5c7b9-24be-4edf-a154-458cd3e86576/sphere.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/86e89d71-2634-48c6-a126-9b022ba91b13/block_2_1.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c1b73ade-4205-4c78-9422-75bf6040bbec/block_2_2.swf |
Земля – планета Солнечной системы |
Презентация |
Презентация учителя |