Личные страницы учителей
Технология проблемного диалога на уроках математики
- Информация о материале
- Родительская категория: Личные страницы учителей
- Категория: Личная страница Бриллиантовой Елены Петровны
Цель современного образования - обучение и воспитание всесторонне развитой, целеустремленной, креативной, коммуникабельной личности, способной к творчеству. Умение учителя создать проблемную ситуацию, чтобы учащиеся решили ее сами в процессе диалога, учились ставить вопросы – и есть технология проблемного диалога. Технология проблемного диалога – это ключ к успеху и творчеству, это интересный и понятный урок, это технология «открытия» знаний обучающимися.
Цель использования технологии проблемного диалога на уроках математики — обеспечение творческого усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Эта технология позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Она направлена на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий, предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний. Также использование технологии проблемного диалога способствует формированию у школьников универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, повышает познавательную мотивацию, формирует готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности. Она направлена на усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов. А также на развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, его индивидуальных способностей.
Умение учителя создать проблемную ситуацию, чтобы учащиеся решили ее сами в процессе диалога, учились ставить вопросы – и есть технология проблемного диалога.
Различаются два вида диалога:
• Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают работать учащимся творчески. Учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы (обеспечивает «открытие» знаний путём проб и ошибок).
• Подводящий диалог состоит из цепочки вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Этот диалог активизирует и развивает логическое мышление школьников.
Чтобы создать проблемный урок, надо провести учащихся через 4 этапа творчества:
1. Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного).
2. Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и её проверки).
3. Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задач, выражение «новых» знаний научным языком).
4. Реализация продукта или творческое применение знаний.
1 этап - постановка проблемы. Можно выполнить одним из трех путей, каждый из которых вызывает у учащихся мотивацию к изучению новой темы, и имеет развивающий эффект.
Первый путь постановки проблемы лежит через создание проблемной ситуации. Она содержит в себе противоречие, вызывающее у учеников удивление или затруднение. Выход из проблемной ситуации состоит в осознании противоречия и формулировании проблемы, как правило в форме вопроса, не совпадающего с темой.
Путь через проблемную ситуацию является наиболее сложным и для учителя, и для школьников, поскольку в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Второй путь к учебной проблеме – подводящий диалог. Учитель предлагает школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока. Как правило, подводящий к теме диалог выстраивается от повторения пройденного материала. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления учащихся.
Третий путь – сообщение темы урока в готовом виде, но с применением специального мотивирующего приема («яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал; «актуальность» - обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся). Этот метод, как и предыдущий, обеспечивает возникновение интереса к теме, но не несет развивающего эффекта.
2 этап - поиск решения проблемы может проходить также тремя путями.
Первый путь лежит через выдвижение и проверку гипотез (побуждающий диалог). В ходе проверки на ложные гипотезы приводятся контраргументы, решающая же гипотеза подкрепляется аргументами и становится новым знанием.
Второй путь поиска решения – подводящий диалог. Он представляет собой систему вопросов и заданий, которые активно задействуют и соответственно развивают логическое мышление учеников. Так или иначе поставив учебную проблему, учитель пошагово приводит школьников к открытию нового знания.
Третий путь – подводящий без проблемы диалог. Его единственное отличие от предыдущего заключается в том, что учитель сразу без вопроса или темы – начинает урок с системы посильных заданий, которые подводят учеников к открытию нового знания. Это самый короткий и простой вариант проблемного введения материала.
3 этап - выражение решения.
В ходе решения учебной проблемы учащиеся открывают «новые» знания. Для их выражения научным языком используются различные продуктивные задания. Например, формулирование теоретических понятий. Можно предложить учащимся проблемы с целью усвоения методов их решения или задания по формулированию проблем на основе практических ситуаций.
Другая форма продуктивных заданий – формулирование вопросов для взаимопроверки. Такую работу проводят в парах или в группах как постоянного, так и переменного состава. Постепенно ученики перекидывают мостики от изучаемого материала к пройденному, устанавливают причинно-следственные связи. Такая организация воспроизведения знаний с использованием индивидуального подхода, приёмов развития саморегуляции, самоконтроля, самооценки способствует формированию способностей к рефлекторному мышлению, а в целом, развитию внутриличностного интеллекта.
4 этап – творческое применение открытых знаний.
Реализация этого этапа возможна в результате составления учениками опорного сигнала или художественного образа.
Опорный сигнал – это образ, выражающий знание в предельно-абстрактном, концентрированном виде. Его можно выполнить либо в классе, работая в группе или паре, либо в качестве домашнего задания индивидуально.
Разновидности сигнала могут быть разные: символ, схема, таблица, опорные слова. Составление опорных сигналов способствует развитию наглядно-образного мышления, позволяет учащимся представить значительный по объёму материал в оригинальной форме, помогает развивать такие приёмы умственных действий, как классификация, сравнение, анализ и синтез.
Создание художественного образа используется и в начальном и старшем звене. Это задание не является обязательным для всех учеников. Оценивание происходит через совместное обсуждение. Главное, чтобы художественный образ передал основное содержание изученного материала. Формы могут быть различны: загадка, стихотворение, сказка, литературная поэма, написание сценария, инсценировка.
Таким образом, творческое воспроизведение знаний способствует развитию памяти и внимания, созданию развивающего психологического климата класса, когда ученики открыто, непринуждённо общаются, проявляют способность войти в положение другого, оценить не личность, а проанализировать факты.
Для введения учащихся в ситуации проблемного диалога учителю необходимо:
• не забывать о типе вводимого на уроке знания;
• проработать различные варианты развития диалога, вероятные гипотезы учащихся и оптимальные формы работы;
• продумать продуктивные задания на воспроизведение знаний - их три типа: формулирование темы, плана, вопроса (в классе), составление опорного сигнала (в классе или дома) и через художественный образ (дома, по желанию).
Составляя и включая в свои уроки подобные проблемные задания, учитель должен иметь в виду то обстоятельство, что мыслительная активность ученика определяется не только характером и содержанием задания, и индивидуальными творческими возможностями ученика, и его подготовкой.
Проблемный диалог развивает следующие общеучебные умения:
1. Организационные – умение решать проблемы.
2. Коммуникативные – умение работать в диалоге.
3. Интеллектуальные – умение извлекать информацию, делать логические выводы.
4. Оценочные – умение сделать нравственный выбор
Результаты применения технологии проблемного диалога на уроках математики:
• Предметные результаты: качественные знания за счёт познавательной мотивации и методов поиска решения.
• Метапредметные результаты:
o Познавательные действия: побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать.
o Коммуникативные действия: работа в парах, группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.
o Регулятивные действия: методы постановки проблемы развивают целеполагание, а поиска решения учат планированию и контролю.
• Личностные результаты: становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как смелость и решительность.
Кроме того, метод проблемного диалога способствует формированию у учащихся математического склада мышления, интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.
Литература:
Технология проблемного диалога как средство формирования познавательных универсальных учебных действий
multiurok.ru› files/tiekhnologhiia-probliemnogho-…
Реализация ФГОС НОО школа213.рф› images/Berdnikova_Problemniy_…