Личные страницы учителей
Интегрированный урок «Уравнения в заданиях ОГЭ»
- Информация о материале
- Родительская категория: Личные страницы учителей
- Категория: Личная страница Бриллиантовой Елены Петровны
План-конспект интегрированного урока «Уравнения в заданиях ОГЭ»
Учебный предмет: алгебра и информатика
Учитель математики Бриллиантова Е.П.
Учитель информатики Кудрявцева О.В.
Класс: 9 Б класс.
Автор УМК (программы учебного курса): Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева «Алгебра. 9 класс»
Автор УМК: Л.Л. Босова «Информатика 9 класс»
Тема урока: «Уравнения в заданиях ОГЭ».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Цель урока: Формирование у учащихся способности к обобщению и систематизации знаний о составлении уравнений по алгоритму и способах их решений.
Планируемые образовательные результаты: |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Закрепить, систематизировать знания, умения и навыки решения уравнений. Показать применение приобретенных знаний по алгебре в информатике. Актуализировать опорные знания решения уравнений из открытого банка ОГЭ по математике и информатике. |
Развивать умения в применении знаний в конкретной ситуации; логическое мышление, умение работать в проблемной ситуации; умение обобщать, конкретизировать, правильно излагать мысли; развивать самостоятельную деятельность учащихся. |
Интерес к предметам алгебры и информатики через содержание учебного материала; умение работать в коллективе, взаимопомощь, культуру общения, умение применять преемственность в изучении отдельных тем и предметов; воспитывать настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
|
Решаемые учебные проблемы |
Решение уравнений из сборников ОГЭ 2024г. |
Эпиграф урока: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед»
Л. Нивен.
Задачи:
- Развитие навыков теоретического мышления, умения выделять существенные признаки и делать обобщение;
- Воспитание внимания и умения анализировать полученное решение, участвовать в диалоге с учителем.
Технологии: информационные и приемы системно-деятельностного подхода.
Материально-техническое обеспечение занятия: интерактивная панель, презентация, ноутбук на столе у каждого ученика, электронное пособие с заданиями для ученика.
Межпредметные и внутрипредметные связи: Информатика, алгебра. Составление уравнения по заданному алгоритму, распознавание и решение линейных, квадратных уравнений разными способами.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Место проведения: МБОУ «Тайтурская СОШ».
Формы организации: - фронтальная; - индивидуальная.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Фронтальная работа с учащимися:
- повторение теоретического материала;
- устная работа;
- целеполагание и мотивация.
III. Применение знаний и умений в новой ситуации
IV. Физкультминутка для глаз. (2 мин.)
V. Отработка навыков решения различных видов уравнений
VI. Домашнее задание
VII. Рефлексия. Итоги урока (4 мин.)
Ход урока
1. |
2. Этап урока |
3. Материал ведения урока |
Деятельность учащихся |
||||
4. 1. |
Организационный момент, мотивация |
Приветствие Учитель информатики: Добрый день, уважаемые гости, ребята, коллеги! Учитель математики: Здравствуйте! Мы очень рады приветствовать всех на этом уроке. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы попробуем объединить знания, полученные на уроках алгебры и информатики. Эпиграфом нашего урока будет замечательная фраза Л. Нивен. «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед» Ребята, как вы понимаете эти слова? |
Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места. Высказывают свое мнение. |
||||
5. 2.
|
Актуализация опорных знаний. |
1. 1. Выполни вычисления, результат запиши в отведённое поле. ЕСЛИ ВЫПОЛНИШЬ ПРАВИЛЬНО узнаешь букву из ключевого Слова 2. 1) -4*(-1)*6 3. 2) -4*(-5)*(-2) 4. 3) 5. 4) 5) 6) (х-2)(х+3)=0 6. 7) 7. 8) 9) 2. Из полученных букв составь слово Какое слово у вас получилось? |
Решают задания устно, ответы вносят в специальные поля программного обеспечения. (У каждого ученика стоит ноутбук с программой, куда нужно вносить данные, где с внесением правильного ответа появляется буква из этих букв нужно составить слово) За каждое верное задание выставляется 1 балл, на экране у ученика появляется его заработанные баллы за устный счет. Получилось слово УРАВНЕНИЕ |
||||
6. |
Формулирование темы урока |
Учитель математики Вопросы для повторения: 1. Что называют уравнением? 2. Что значит решить уравнение? 3. Что называют корнем уравнения? 4. Какие виды алгебраических уравнений перед вами? (слайд 2) 2х=-11 х2+16=0 25х2-16=0 х2+5х-6=0 х2-4х-5=0 25х2-10х+1=0 х-2х+10=0 5. Вы умеете их решать? 6. Что такое программа? (вопрос от учителя информатики)
Учитель математики: Определите тему урока!
Учитель информатики: Сегодня на уроке мы рассмотрим задания, предлагаемые на экзамен по информатике, которые решаются с помощью уравнений. Учитель математики: Итак, наш урок – это обзор полученных знаний и применение их на практике при выполнении предложенных заданий.
|
Ожидаемые ответы: 1. Равенство, содержащее неизвестное, выраженное буквой, значение которой надо найти. 2. Найти все его корни или установить, что их нет. 3. Значение неизвестного, при постановке которого в уравнении получается верное равенство. 4. Линейное, неполное квадратное, полное квадратное 5. Да 6. У слова «программа» много значений — в зависимости от того, с чьей точки зрения даётся определение. Програ́мма – термин, в переводе означающий «предписание», то есть заданную последовательность действий. Данное понятие непосредственно связано с понятием алгоритм. Программа — последовательность команд, которая хранится в памяти и которую необходимо выполнить. Программа — действия, которые нужно выполнить с данными, написанные на языке исполнителя.
Формулируют тему урока Решение уравнений Работа в тетради (число, тема урока) |
||||
3. |
Постановка учебных задач и цели урока. |
Постановка задач урока: Учитель информатики: Какие цели мы поставим себе на урок? |
Формулируют цели: 1. вспомнить способы решения различных алгебраических уравнений; 2. научиться применять знания математики при решении заданий ОГЭ по информатике. |
||||
4. |
Применение знаний и умений в новой ситуации. |
Учитель информатики: рассмотрим задание Разбор задания № 5 ОГЭ по информатике:
Задание 1 У исполнителя Омега две команды, которым присвоены номера: 1. Прибавить 5 2. Умножить на b (b – неизвестное натуральное число). Выполняя первую из них, Омега увеличивает число на экране на 5, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Омега - это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11121 переводит число 3 в число 77. Определите значение b. Вопрос: как определить неизвестное натуральное число? 1. Исходное число 3. 2. Первое действие – номер 1, т.е. «прибавить 5». Значит, в результате него к исходному числу 3 прибавляется 5, т.е. 3+5. 3. Второе и третье действие – также номер 1, значит аналогично результат увеличиваем на 5 два раза, получаем такую запись: 3+5+5+5. 4. Четвёртое действие – номер 2, т.е. «умножить на b». Значит результат предыдущего действия умножаем на b. Получаем (3+5+5+5) *b. 5. Пятое действие – снова номер 1, следовательно, результат увеличим на 5. 6. По условию задачи в результате должно получиться число 77. 7. Значит приравняем получившееся выражение 77. Получилось уравнение: (3+5+5+5) * b +5=77, 18b+5=77 8. Давайте решим полученное уравнение. 18b=72 => b=72/18=4 => b=4 9. Выполним проверку: (3+5+5+5)*4+5=18*4+5=77 Верно! ------------------------------------------------------------------------------- Задание 2 У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера: 1. Прибавить 1 2. Умножить на b (b – неизвестное натуральное число; b≥2). Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Альфа – это последовательность номеров команд. Известно, что программа 12211 переводит число 1 в число 52. Определите значение b. Вопрос учителя: Какое уравнение получилось? ------------------------------------------------------------------------------- Задание 3 У исполнителя Омега две команды, которым присвоены номера: 1. Прибавить 1 2. Умножить на b (b – неизвестное натуральное число). Выполняя первую из них, Омега увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Омега – это последовательность номеров команд. Известно, что программа 12112 переводит число 2 в число 33. Определите значение b. Вопрос учителя: Какое уравнение получилось? Учитель математики: как решаются квадратные уравнения? Вопрос учителя: Какие знания мы применяли, кроме того, что вы умеете решать квадратное уравнение и составление уравнения по алгоритму? ---------------------------------------------------------------------------- Задание 4 У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера: 1. возведи в квадрат 2. прибавь b (b — неизвестное натуральное число) Первая из них возводит число на экране во вторую степень, вторая прибавляет к числу b. Программа для исполнителя — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 12122 переводит число 2 в число 72. Определите значение b.
Вопрос учителя: Какую формулу вы увидели в этом задании? Какие знания мы применили для решения этого уравнения? ------------------------------------------------------------------------------- Задание 5 У исполнителя Омега две команды, которым присвоены номера: 1. вычти b 2. раздели на 3 (b – неизвестное натуральное число). Выполняя первую из них, Омега уменьшает число на экране на b, а выполняя вторую, делит это число на 3. Программа для исполнителя Омега – это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11221 переводит число 40 в число 2. Определите значение b. Вопрос от учителя: Как решить такое уравнение? Тогда я предлагаю вам выполнить этот алгоритм в обратном порядке, т.е. вместо 11221, нужно 12211 Вопрос от учителя: что тогда нужно будет сделать с командами? Ответ учителя: давайте попробуем |
Высказывают предположения: Переведем действия, которые записаны в виде программы 11121, на язык математики. решают вместе с учителем. Записывают решение в тетрадь. Выполняют проверку. Учащиеся решают у доски. Составляют уравнение по заданию (1+1) *b*b+1+1=52 2b2+2=52 неполное квадратное 2b2 =50 b2 = 25 b = b = - b1=5; b2= -5 По условию b≥2 => b=5 Проверка: (1+1)*5*5+1+1=2*5=10*5=50+2=52 Верно! --------------------------------------------------------------------------- Учащиеся решают у доски. Составляют уравнение по заданию ((2+1) *b+1+1) *b=33 (3b+2) *b=33 3b2+2b-33=0 квадратное уравнение Отвечают по формуле: D = , если D >=0, то D = ,
т.к. b – натуральное число, то этот корень нам не подходит. Выполним проверку: ((2+1) *3+1+1) *3=33 3*3=9 9+2=11 11*3=33 Верно! Записываем ответ: 3 Ответ: Раскрытие скобок ------------------------------------------------------------------------ Учащиеся решают у доски. Решение. Заметим, что после выполнения первой команды мы получаем число 4. Далее, составим и решим уравнение: (4 + b)2 + 2b = 72, 16 + 8b + b2 + 2b = 72, b2 + 10b − 56 = 0. Решив, квадратное уравнение, получим: b1 = 4; b2 = −14. Отрицательные корни рассматривать не нужно. Соответственно, b = 4. Проверка:(22+4)2+4+4=82+8=72Верно! Ответ: 4. Ответ: Квадрат суммы и приведение подобных слагаемых. --------------------------------------------------------------------------- Решение: Начинают решать, получают выражение: ((40-2b)/3)/3-b=2 Ответ: затрудняемся Ожидаемый ответ: может нужно поменять команды на противоположные? Заменяют команды вычти b и раздели на 3 на команды: 1.+b 2. *3 Алгоритм: 12211. Начальное значение: 2. Конечное: 40 Составляют новое уравнение: ((2+b)*3)*3+b+b=40 Получилось новое уравнение: 20b =40 => b=2 Ответ: 2 Проверка: 40-2=38; 38-2=36; 36/3=12; 12/3=4; 4-2=2 Верно!!! |
||||
5. |
Динамическая пауза |
Физкультминутка для глаз. (2 мин) Предлагаем отдохнуть |
Выполняют упражнения, которые снимают напряжения с глаз |
||||
6. |
Этап самостоятельной работы |
Критерии оценивания Математика: Устный счет до 10 баллов и решение уравнений до 18 баллов Оценка «5» 24-28 б. Оценка «4» 18-23 б. Оценка «3» 13-17 б. Оценка «2» 0-12 б. Информатика: Составление по алгоритму уравнения Оценка «5» за 6 заданий Оценка «4» за 4-5 заданий Оценка «3» за 3 задания Оценка «2» за 0-2 задания Задание 1 У исполнителя Омега две команды, которым присвоены номера: 1. Прибавить 5 2. Умножить на b (b – неизвестное натуральное число). Выполняя первую из них, Омега увеличивает число на экране на 5, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Омега – это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11211 переводит число 4 в число 122. Определите значение b. Проверка: (4+5+5)*8+5+5=14*8+10=112+10=122 ----------------------------------------------------------------------------- Задание 2 У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера: 1. Прибавить 1 2. Умножить на b (b – неизвестное натуральное число; b≥2). Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Альфа – это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11221 переводит число 5 в число 64. Определите значение b. Проверка: 5+1+1*3*3+1=7*9+1=64
Задание 3 У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера: 1. Прибавить 1 2. Умножить на b (b – неизвестное натуральное число; b≥2). Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Альфа – это последовательность номеров команд. Известно, что программа 12121 переводит число 3 в число 151. Определите значение b. Проверка: 3+1=4; 4*6=24; 24+1=25; 25*6=150; 150+1=151 -------------------------------------------------------------------------------- Задание 4 У исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера: 1. умножь на b 2. прибавь 2 (b — неизвестное натуральное число) Первая из них увеличивает число на экране в b раз, вторая увеличивает его на 2. Известно, что программа 12221 переводит число 1 в число 91. Определите значение b. Проверка: 1*7=7; 7+2=9; 9+2=11; 11+2=13; 13*7=91 ------------------------------------------------------------------------------- Задание 5 У исполнителя Омега две команды, которым присвоены номера: 1. Прибавить b 2. Возведи в квадрат (b – неизвестное натуральное число). Выполняя первую из них, Омега увеличивает число на экране на b, а выполняя вторую, заменяет число на экране на это же число, возведенное в квадрат. Программа для исполнителя Омега – это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11112 переводит число 2 в число 100. Определите значение b. Проверка: 2+2+2+2+2=10 ------------------------------------------------------------------------------- Задание 6 У исполнителя Омега две команды, которым присвоены номера: 1. вычти b 2. раздели на 3 (b – неизвестное натуральное число). Выполняя первую из них, Омега уменьшает число на экране на b, а выполняя вторую, делит это число на 3. Программа для исполнителя Омега – это последовательность номеров команд. Известно, что программа 211212 переводит число 42 в число 1. Определите значение b. Проверка: 42/3=14; 14-1=13; 13-1=12; 12/3=4; 4-1=3; 3/3=1 Вопрос учителя: Кто закончил? Нажмите на кнопку «Показать результат» Проанализируйте свой результат. Посмотрите, с какими заданиями вы справились, какие задания вызвали у вас вопросы! Нужно ли делать работу над ошибками? |
Выполняют самостоятельную работу. Решение вводят на ноутбуке в программу, которая автоматически подсчитывает оценку по математике и по информатике отдельно. --------------------------------------------------------------- Выполнив последнее задание, учащиеся переходят к экрану с результатами: |
||||
7. |
Домашнее задание |
|
Работа с дневниками |
||||
8. |
Рефлексия |
Итоги урока:
|
Рефлексия на экранах мониторов (отмечают те утверждения, которые подходят именно для них) |
Используемая литература:
- Ушаков Д.М. ОГЭ 2023. Информатика. 10 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ/ Д.М. Ушаков. – М.: Издательство «Экзамен», 2023. – 119, с.
- ОГЭ. Информатика: типовые экзаменационные варианты: 20 вариантов / С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина. – Москва: Издательство «Национальное образование», 2024. – 272 с.: ил. – (ОГЭ. ФИПИ – школе).
- Сайт СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ https://inf-oge.sdamgia.ru/test?theme=24
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика 9 класс: учебник –М. :Бином. Лабораторий знаний, 2019. – 208 с.: ил.