Открытый урок по окружающему миру

Тема урока: «Когда появилась одежда?»

Технологии: ИКТ, исследовательская деятельность.

Цели деятельности учителя: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной моды (деловая, спортивная, рабочая, домашняя).

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от ее назначения; получат возможность научиться подбирать одежду для разных случаев; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные: использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об истории появления одежды и типах одежды в зависимости от природных условий и ее назначения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; групповая

Образовательные ресурсы: презентация на тему «Когда появилась одежда»,карточки со словами «когда», «одежда», «появилась», материалы для исследования: лупа ,ткани, вата.

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

 

Формулировать законы работы в группе и аргументировать их. Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.

-Настроение каково?

-Во!

-Все такого мнения?

-Все, без исключения!

- Может вы уже устали?

-Мы с собой таких не брали!

-Может встанем, отдохнём?

-Лучше мы урок начнём!

-Как вы думаете. почему мы сегодня с вами так расположились?

-Расскажите о правилах работы в группе.

I этап. Организационный момент.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Внимательно слушай товарища.

Говори вполголоса

Исправляй товарища так, чтобы не обидеть.

Береги каждую минуту.

II этап. Актуализация знаний.

Цель – показать

 

Работать с информацией, представленной в форме вопросов

 

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

 

Организовать работу в группе по рассматриванию материалов

включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

 

II этап. Актуализация знаний.

Давайте вспомним.

– С каким разделом учебника мы начали работать на прошедших уроках?

-На какие вопросы из этого раздела мы уже получили ответ, мы узнаем после небольшой разминки.

-За правильный ответ вы получите карточку (с буквой)

-Если сегодня среда, то какой день недели будет завтра?

(получают первую букву к)

-Если сегодня пятница, то какой день недели был вчера?

(получают вторую букву о)

Какой месяц начинает год?

(Получают букву г)

Может ли белый медведь охотиться на пингвина?

(Получают букву д)

В тропических лесах приятно услышать пение снегиря

(Получают букву а)

-Как можно использовать эти буквы?

-Что обозначает это слово?

-Это первое слово темы нашего урока.

Ребята, у вас на партах лежат образцы разных материалов

-Для чего можно их использовать?

-Попробуйте теперь закончить сами формулировку вопроса, на который нам предстоит сегодня ответить.

Когда…………одежда?

Итак, тему урока мы уже знаем.

– А какие бы цели вы поставили перед собой? Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?

4. Выбор критериев оценивания

– Теперь, когда вы знаете тему урока и цели, давайте решим, как мы будем оценивать результаты своей работы

II этап. Актуализация знаний.

Где и когда?

четверг

четверг

январь

нет,о ни живут на разных полюсах

 

Нет, снегири не поют и не обитают в жарких странах

КОГДА

Для изготовления одежды

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

С помощью смайликов.

 

 

 

III этап. Изучение нового материала.

 

Цель – Познакомить учащихся с историейодежды

 

Научиться принимать непосредственное участие в обсуждении

Работать с информацией, представленной в учебнике.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в

обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

 

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Организовать работу в группах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III этап. Изучение нового материала.

1).Вступительная беседа учителя.

-И так ,начнём.

-Давайте составим план наших действий

-Как и с помощью каких средств, мы можем найти ответ на наш вопрос,

2) Работа с учебником.

-Откройте учебники на с.20

-Предположите , какая одежда поя вилась самой первой. Как менялась со временем. Укажите цифрой с помощью карандаша.

Выступление командиров групп

-А теперь скажите вы уверены что вы ответили верно .Можете это доказать.

-Что может вам помочь?

(Стук в дверь, заносят ящик.)

-Что бы это могло быть?

Читают :МАШИНА ВРЕМЕНИ

-Сможет ли она нам помочь получить доказательства?

-Давай те попробуем её включить.

 

 

(Выключается свет, звучит космическая музыка,

Читаю слова: СЛАЙД 1

Давай те , попробуем предположить,

Что может одежда, как мы, говорить.

О чём бы она нам тогда рассказала?

Историй занятных, должно быть, немало

Про все времена и обычаи знает…

Пускай поскорее рассказ начинает.

 

Под музыку дикой природы входит первобытный человек. Осматривается.

-Ребята, куда это мы попали. И кто бы это мог быть.

-У вас есть уникальная возможность задать ему по оному вопросу.

-Подумайте, какой вопрос по нашей теме вы можете ему задать.

Ответ первобытного человека:

-Давно это было…Наряды по моде

Нашел человек в окружавшей природе.

Огромные листья, мохнатые шкуры

Прикрыли от холода предков фигуры.

Одежду в бою добывать приходилось

И дорого каждая шкура ценилась.

 

Всё сопрвождается презентацией СЛАЙД 2

- Ребята получили вы подтверждение своему ответу.

Оцените свои результаты

Звучит греческая музыка «Сиртаки» входит второй герой.

А вот и ещё один герой.

-Посмотрите на одежду нашего гостя.

-А знаете ли вы . где носили такую одежду?

-Из чего она сделана?

-Давайте спросим.

- Кто готов?

Герой отвечает:

-Такую одежду носили в Древней Греции.Делали её из большого прямоугольного куска ткани, который искусно оборачивали вокруг тела, а затем на одном плече или на двух закрепляли ткань брошью.

СЛАЙД 3

-Шло время, и люди научились делать ткани. Давайте посмотрим, из чего состоит ткань используя лупу.

 

Практическая работа :

1.Рассматривают образцы тканей под лупой

 

.-Ткань состоит из нитей, всюду нити переплетены! А у некоторых тканей – у марли, например, или у мешковины – это и так видно.

 

-А кто же переплёл эти нити?

 

Это сделал ткацкий станок. СЛАЙД 4

 

 

-А раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки.

-Отсюда, кстати, и само слово «ткач»: он ведь тыкал палкой с поперечной нитью то в одну сторону, то в другую. Убери из слова «тыкать» букву «ы»... Какое слово получилось? Ткать!

-Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?

 

СЛАЙД 5

2. Прядение нити.

 

.-Возьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом немножко растягивай. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата — это хлопок, только очищенный.

 

А знаешь, чем ты занимался, скручивая короткие волоконца в длинную нить? Прядением!

В древние-предревние времена нить тоже скручивали пальцами. Потом изобрели веретено, а затем и прядильный станок. А сейчас нити прядут, то есть скручивают из волокон, огромные прядильные машины.

Оцените свои результаты.

Достаточно ли знаний у вас было.

Но люди получше одеться стремились.

Из шерсти материю ткать научились,

А после из хлопка, из льна и из шёлка

Придумали ткани. И нитку в иголку

Додумались вдеть. А за это в итоге

Надели туники, хитоны и тоги.

СЛАЙД 6

-Рассмотрим украшения

Одежду стали украшать золотыми нитями, драгоценностями. У женщин стали появляться очень широкие юбки, необычные шляпы, украшения. Мужчины тоже не отставали. Их одежда стала признаком богатства и роскоши.

Слайды 7,8

Как вы думаете, изменилось ли назначение одежды?

(Появляется карточка КРАСОТА)

-– Остался кусочек металла

А могли ли люди прошлого изготавливать одежду из металла

-Какое назначение у этой одежды?

Выступление докладчика

СЛАЙД 10

О чём рассказала вам одежда.?

Ответ на главный вопрос »Когда появилась одежда?»

Анализ проделанной работы. ,выводы. Оценивание соей работы и работы товарищей

Кто помог вам об этом узнать?

Слайд 11

Физминутка.»Весёлый помощник

-Шло время и одежда менялась.

Подумайте ,какую одежду мы носим сей час? Всегда ли мы одеваемся одинаково?

Чтобы ответить на вопрос :

-Отчего зависит выбор нашей одежды?

Я предлагаю внимательно рассмотреть картинки и подумать куда бы вы могли пойти в такой одежде

-Каждая представленная вами группа одежды имеет своё название в зависимости от случая её использования.

А объединяет их одно слово-Стиль

Придумайте название стилю этой одежды

А теперь сравним ваши результаты

Оцените свои успехи– Правильно, человек использует разную одежду в зависимости от ситуации.

Одежда бывает

Деловая

Домашняя

Спортивная

Рабочая

СЛАЙД 12

III этап. Изучение нового материала

 

Учебник ,.доп литература

интернет,спросить у взрослых и т.

( условные обозначения)

 

По кончании работы группы отчитываются о проделанной работе.

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

 

Дети высказывают свои версии

 

Где жили первые люди?

Из чего вы делали себе одежду?

Как вы добывали материалы для одежды.

Для чего вам нужна была одежда?

 

Обсуждают в группах

 

По окончании работы группы отчитываются о проделанной работе.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

 

 

IV этап. Закрепление изученного.

Цель – Научиться находить

Физминутка

Пришла пора попрощаться с нашими героями

А то мы можем предложить им взамен, чтобы они могли рассказать о б одежде нашего времени.

Предлагаю создать страницу модного журнала

Для этого вам понадобятся все ваши знания и умения.

Ваша задача одеть бумажную куклу в соответствующий стиль и приклеить на страницу

Проектная деятельность учащихся

Создаем станицу в журнале

Оценивание детьми собственной деятельности.

– Какие цели поставили перед собой?

– Достигли мы своей цели?

-Чему вы научились на уроке?

Расскажите по схеме:Я знаю. Я запомнил. Я смог.

- Что же помогло сегодня на уроке вам так хорошо и плодотворно поработать

Деловая, спортивная, домашняя, праздничная, рабочая, карнавальная.

 

Мы должны были выяснить, когда появилась одежда, зачем она нужна людям, как изменялась одежда, какой одежда была раньше и какой она стала сейчас.

 

Да, достигли.

Мы узнали, когда появилась одежда, как много изменилось в одежде, какую одежду носят современные люди, каково назначение одежды.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

Деятельность

ученика