Урок-проект "Природные комплексы Северной Америки"

Содержание материала

Тема: «Природные зоны Северной Америки»

Цели урока:

Образовательная цель: ознакомление учащихся с основными природными зонами материка и формирование информационно - коммуникативных умений, при работе с различными источниками информации.

Развивающая цель:

Развивать умение работать самостоятельно с картами атласа, материалами учебника, дополнительной литературой и настенными картинами.

Воспитательная цель:

Формировать ответственность, самостоятельность, умение работать в группе, высказывать свою точку зрения.

Задачи:

1) продолжать формировать  понятия: природный комплекс, широтная зональность, высотная поясность, природная зона. Продолжить формировать представление о связи компонентов природы, на примере материка Северная Америка. Показать роль климата в формировании природных комплексов.

2) Продолжать формировать познавательную активность учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры; развивать умение работать с картой, анализировать, делать выводы.

3) Воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учебе, умение работать в коллективе, чувствовать красоту природы, развивать интерес к географии.

Оборудование: атласы, настенная карта "Природные зоны Северной Америки", настенные картины: "Тундра Канады", "Широколиственный лес Аппалачей", "Кордильеры США", "Кордильеры Канады", "Центральные равнины", раздаточный материал: таблица "Природные зоны", план описания природной зоны. Растения и животные природных зон, ватман( с изображением контура С.Америки), карандаши, фломастеры, цветная бумага, атласы, учебники, презентация в Microsoft PowerPoint, компьютер, проектор, видеофрагмент о зоне прерий из видеофильма "

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые.

Требования к результатам обучения

Личностные:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их  крупных районов и стран;

Предметные:

- умение работать с разными источниками географической информации;

- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- картографическая грамотность;

- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

Метапредметные

-  умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

-организации своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3.Актуализация знаний.

4. Изучение нового материала.

Групповая работа.

Отчет групп о проделанной работе. Дополнение учителя.

5. Закрепление.

6. Подведение итогов урока. Мотивирование оценок.

7.Домашнее задание.

 


 

I. Организационный момент.

От России Северная Америка -

Через пролив Беринга.

Сколько разных там чудес:

Высочайший в мире лес,

Секвойи 2000 лет растут.

Экзотические кактусы

Лучше, чем здесь нигде не цветут.

Разные материки

для изучения не легки,

Чтобы лучше мир познать,

Чаще надо путешествовать.

II. Сообщение темы и цели урока.

Презентация (слайд 1)

Кто из вас мечтает побывать на этом удивительном материке? Сегодня вам это удастся сделать. Вы – научные работники института  среди вас есть картографы, ботаники, почвоведы, климатологи, зоологи. Четыре  группы  отправятся в заочное путешествие по разным природным зонам материка, исследуют их и подготовят краткое выступление  о природных особенностях, типичных представителях растительного и животного мира природных  зон, чтобы нам захотелось увидеть замечательную природу Северной Америки.

 

III. Актуализация знаний (слайд 2)

Но прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны вспомнить:

Что называется природной зоной? (Природная зона - крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности, животного мира.)

Какие причины влияют на их расположение? (Географическое положение, рельеф, климат, господствующие ветры.)

 


 

IV. Изучение нового материала. (слайд 3)

Пользуясь атласом, определите природные зоны материка Северная Америка. (Арктические пустыни, тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни, саванны и редколесья, переменно - влажные леса). Сравнить карту природных зон с климатической картой и сделать вывод о том, какая зависимость существует в размещении природных зон и климатических областей. Сопоставьте карты « Климатические пояса и области», « Климатическую карту Северной Америки» и карту «Природные зоны» стр. 35 атласа. Какой вывод напрашивается ?

 

(слайд 4 ) Объясните размещение природных зон на материке Северная Америка. ( Природные зоны на равнинах на севере материка вытянуты с запада на восток полосами, а в центральной и южной частях в меридиональном направлении. Следует выяснить, почему зоны степей, смешанных и широколиственных лесов тянутся с севера на юг, а зоны севера материка – арктические пустыни, тундра, хвойные леса – с запада на восток

В горах зоны сменяются по высоте - высотная поясность.)

Мы отправимся в самые крупные природные зоны Северной Америки. Вспомните план описания природной зоны. ( слайд 5 )  Предлагается каждой группе план изучения природной зоны, таблица "Природные зоны Северной Америки", которую нужно заполнить по мере презентации работ каждой группы.

Географическое положение

Климатические условия

почвы

растительность

Животный мир

 

План описания природной зоны:

1. Географическое положение.

2. Климат (температура, годовое количество осадков, климатический пояс.)

3. Почвы.

4. Растительность.

5. Животный мир.

Для составления рассказа о природной зоне используйте карты атласа и параграф 55 учебника, дополнительную литературу. Постарайтесь, чтобы ваша информация  смогла  нас заинтересовать и удивить.

Группы получают задания - карточки.

1 группа занимается изучением тундры,

2 группа занимается изучением тайги,

3 группа занимается изучением прерий,

4 группа занимается изучением смешанных и широколиственных лесов.

В каждой группе ребята сами распределяют задания по сбору информации.

Затем начинается самостоятельная работа учащихся.

Для работы в группах понадобится лист  ватмана (контур С.Америки), таблицы с растительным и животным миром природной зоны (или рисунки животных и растений),  цветные карандаши, учебники, атласы, дополнительная литература.

Задания для каждой группы ( задания в конвертах у каждой группы на столе)

1. Картограф - на контуре С.Америки нанести границу природной зоны (раскрасить)

2.  Почвовед - изучает почвы природной зоны.

3.Климатолог - изучает климат природной зоны.

4.Ботаник – изучает растительность.

5. Зоолог -  изучает животный мир природной зоны.

Собранную информацию по всем вопросам представляет один из участников группы.

Тундра

Южнее полярного круга становиться чуть теплее, здесь располагается природная зона тундры и лесотундры, которая занимает районы субарктического климатического пояса. Для него характерна суровая зима , прохладное лето с пасмурной дождливой погодой. Вся территория тундры находиться в зоне многолетней мерзлоты. Поэтому здесь много поверхностных болот.

Тундра занимает северное побережье и прилегающие к нему острова, от 73° с.ш. до 50-65° с.ш.

Температура  января от -24° до -32° июля  от +8° до+12°, осадки от 100 мм до 500 мм и выше.

Почвы  на восточном  побережье - тундрово-болотные.  Растительность  -мхи, лишайники,

Низкорослые  травы ( голубика, ежевика, морошка) и карликовыми деревьями ( карликовая береза, ива, сосна.

Животный мир более разнообразен, чем в арктических пустынях.

Животные - олень-карибу, песец, волк, овцебык, множество птиц, моржи, тюлени.

До середины прошлого века в тундре Северной Америки было широко распространено животное овцебык (до 1 млн. голов). Овцебык похож на быка и на барана. Длина его тела достигает 2,5 м, высота – 1 м, масса – 270 кг. Туловище животного покрыто густой и длинной шерстью темно-бурого цвета. Сейчас овцебык живет главным образом в Гренландии и на островах Канадского Арктического архипелага, питается лишайником, мхами, травянистыми растениями. В настоящее время овцебыков осталось совсем немного. Их истребляли ради мяса и шкур. Сейчас охота на овцебыков запрещена.

Северный олень в американскую тундру завезён из Европы.

Тайга

При движении на юг количество солнечного тепла возрастает . Это приводит к смене тундры зоной хвойных лесов – тайга. Тайга занимает побережье Тихого океана, между 60° и 40° с.ш. к югу от  Гудзонова залива и к северу от Великих Американских озёр.  Температура января -24° на севере, -16° на юге, в июле+16° осадки от500 мм до 1000 мм. На подзолистых почвах, напоминающих цвет золы, растут хвойные леса представленные сосной, пихтой, елями, лиственницей. Здесь растут высокие и стройные ели, достигающие высоты в 60 м, а иногда и в 90 м; они очень долговечны и доживают до 500 – 600 лет. Молодые деревья растут очень медленно, и нередко в тайге можно встретить деревья высотой с человека, возраст которых может достигать и ста лет. Наиболее широко распространены здесь черная (или канадская) ель, так называемые "серебристые" ели, украшающие улицы и площади многих наших городов. Огромные площади в Канаде занимает и бальзамическая пихта – от 60 до 100 м высотой и 2-метровым диаметром прямого ствола. Ствол плохо очищается от сучьев, и кажется, что крона начинается почти у самой земли. Бальзамическая пихта является источником столь ценящейся в медицине смолы, называемой канадским бальзамом. Широко распространена также американская лиственница, древесина которой тоже широко используется в лесной промышленности.

На западе благодаря теплому течению и западным ветрам, несущим влагу на материк, хвойные леса протянулись намного южнее вдоль Тихого океана. Здесь встречается гигантские хвойные деревья – секвойя. Секвойя гигантская - самое высокое и большое дерево в мире- секвойя « Генерал Шерман » растет в Калифорнии. Высота её 84 м, диаметр ствола 35 м, толщина ветвей более 3 м, возраст около 2500 лет, вес 2500 т. Отдельные деревья живут около 4000 лет. Один вид секвойи – мамонтовое дерево – достигает в высоту 100-150 м и в диаметре до 20 м.

Животные- олень вапити, лось, медведь гризли, волк, рысь, росомаха, лисица, заяц, енот-полоскун.

Прерии

При  приближение на запад в глубь материка количество осадков убывает, и поэтому леса сменяются  лесостепями  и степями, которые вытянулись в меридиональном направлении. Располагается между Кордильерами и Аппалачами на севере до Мексиканского залива на юге.  В С. Америке степи чаще всего называют прериями, которые различают на сухие (на каштановых почвах) и влажные на чернозёмах( почвы - чернозёмные и каштановые).  Температура января от

-8° на севере до +8° на юге зоны температура июля+24°, осадки от 250 мм до 300 мм местами чуть выше.

Растительность - различные виды трав: бородач, бизонова трава, типчак, пшеница, кукуруза.  Животные - бизон, койот, много птиц, пеликаны, грызуны.

"Провинции прерий" не зря называют "канадской хлебной корзиной", где собирается богатый урожай пшеницы. Эти земли настолько жирны, что пальцы становятся сальными. И прерии довольно быстро распахивали, занимали под плантации. Их стали называть "хлебной корзиной", "пшеничным поясом" США. Однако уже первые прерий столкнулись здесь со страшными ураганами, вызываемыми ветром на нескончаемых равнинах. Но 30-е гг. уже нашего века принесли на Великие равнины ещё более страшную беду под названием "пыльные бури". На полностью распаханных равнинах ветер поднимал чёрные тучи плодороднейшего чернозёма. Земли уходили из-под ног! Разоряя поля, засыпая дороги и жилища, чёрные тучи достигли Нью-Йорка. Это стихийное бедствие, одно из самых крупных на территории США, дорогой ценой убедило фермеров: нельзя полностью распахивать степные просторы, необходимо оставлять и задернованные участки, надо обязательно высаживать лесные полосы, создавать искусственные водоёмы.

Каковы были американские степи в прошлом, можно представить, прочитав маленький отрывок из описаний Майн Рида:

"Вокруг расстилалась волнистая прерия. Все линии здесь мягки и плавны, холмы с закруглёнными вершинами и отлогими склонами переходят в зелёные долины, а по ним струятся и сверкают на солнце прозрачные ручьи... И холмы, и долины устланы богатым ярко-зелёным ковром невысокой бизоньей травы, кажется, будто этот недавно скошенный луг покрывается новой молодой зеленью."

Весной степь зеленеет и цветёт. В высоких и густых травах много животных, прилетает огромное количество птиц. Весна в прериях короткая. С наступлением лета и жары всё живое улетает, прячется в заросли, умолкает до будущей весны. Летом степи выгорают; тогда они пустынны и безмолвны.

В заповедных районах прерий ещё водятся бизоны. Это крупные животные, похожие на европейского зубра. Всё хозяйство и благосостояние бывших хозяев прерий – индейцев – было связано с охотой на бизонов.

"Индейцы использовали тушу животного практически без остатка. В пищу шло свежее вяленое мясо и  (мясо, приготовленное с добавлением сала и лесных ягод, позволяющих хранить продукт долгое время). Из шкур делали вигвамы, упряжь, одежду, мокасины, люльки для детей. Сухожилия шли на тетиву, нитки и рыболовные снасти, рога – на пороховницы. Даже бизоний помёт находил применение в качестве топлива для домашних очагов. Короче, ничего не пропадало даром".

Варварская охота колонизаторов всего за 40 лет привела к плачевным результатам: из почти 50-миллионного поголовья бизонов к 1880 г. осталось не более 200. Потребовались огромные усилия по сохранению этого вида диких животных, и сейчас в национальном парке Канады Вуд-Буффоло насчитывается стадо около 15 тыс. голов.

В настоящее время прерии потеряли свой прежний облик. Значительная часть их распахана, засевается пшеницей и кукурузой.

Смешанные и широколиственные леса

В центральной части востока С. Америки проходит теплое течение Гольфстрим. Оно способствует образованию дождевых облаков. И количество осадков увеличивается на востоке материка. Здесь на серых лесных почвах расположилась зона смешанных и широколиственных лесов,

Смешанные и широколиственные леса расположены на востоке материка, территория вокруг Великих Американских озёр. Температура  января     от -16° на севере до -8° на юге, в июле +16° на севере до +24°на юге. Осадки- от 500 мм до 1000 мм. Почвы - лесные серые, лесные, бурые. Растения- дуб, сосна, орешник, бук, осина, ясень, липа, береза, ель, пихта, орех, каштан, жёлтый тополь (тюльпанное дерево).  Животные - благородный олень, скунс, енот-полоскун, бурундук, заяц, лиса, лоси, медведи (гризли), волки, рыси, росомахи.

Вблизи водоёмов обитает хищный зверь – енот. Он покрыт густым буровато-жёлтым с чёрным оттенком мехом, а на пышном хвосте его выделяются чёрно-белые кольца. Питается енот растительной и животной пищей. Перед  едой пищу он полощет в воде, поэтому зверя называют енот-полоскун. Своё жилище он устраивает в дуплах.

Характерное растение зоны смешанных и широколиственных лесов – тюльпанное дерево, достигающее в высоту 60 м и в диаметре 3,5 м. В мае-июне оно покрывается цветами, похожими на тюльпаны. Отсюда произошло его название. Древесина этого дерева похожа по своим свойствам на древесину тополя, поэтому в Америке его называют "жёлтый тополь" (кора тюльпанного дерева серая или красновато-бурая). Тюльпанное дерево используется для внутренней отделки помещений.

Каждая группа представляет свой проект по природным зонам Северной Америки(подчеркивая, что  все компоненты природной зоны тесно связаны между собой). По итогам выступления учащиеся всех групп  заполняют таблицу.

Вывод: В северной части материка природные зоны сменяют друг друга с севера на юг. Это происходит вследствие изменения количества солнечного тепла.

Южнее широты Великих озер смена зон происходит с востока на запад. При движении от побережья Атлантического океана к Скалистым горам леса сменяются лесостепями и степями, так как именно в этом направылен6ии уменьшается количество осадков. Столь необычное расположение зон определяется главным образом рельефом, влиянием океанов и господствующими ветрами,

5. Игра на закрепление нового материала

« Узнай по описанию природную зону »

Перед глазами встают громадные пространства с высокой травянистой растительностью с преобладанием ковыля, мятлика, пырея. По ним бродят стада степных бизонов, резво бегают вилорогие антилопы. Койоты, рыжая лисица, барсук, хорёк, белохвостый заяц – всю эту живность можно встретить на голубых просторах зоны. Грызунов же здесь не счесть. Пожалуй, именно суслики вместе с их ближайшими родственниками – луговыми собачками являются истинными властителями этой природной зоны. ( степь – прерии )

Всюду видны летающие поморники, и горе зазевавшемуся или выбежавшему на снег леммингу. Летом яркие ковры полярных маков, куропаточной травы, лютиков. А сколько ягод- морошка, голубика, ежевика. Удивительное зрелище красок. ( тундра )

 

VI. Подведение итогов урока.

Мотивирование оценок.

Какие новые знания вы получили на этом уроке?

Был ли этот урок полезным для Вас?

Остались ли у Вас вопросы, нерешенные проблемы?

VII. Домашнее задание: подобрать материал, используя дополнительные источники информации, о заповедниках и национальных парках Северной Америки. Можно приготовить презентацию.