Личные страницы учителей

Урок литературы в 11 классе "Человек с живой душой"

Тема урока: «Человек с живой душой».
Цель урока:

1) Познакомить учащихся с творчеством великого драматурга А. Вампилова.
2) Показать традиции и новаторство драматурга.
3) Рассмотреть нравственную проблематику пьес.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Плакат с эпиграфом, портрет А. Вампилова, музыкальные файлы: И.С. Бах "Токката и фуга до минор", Ласт "Одинокий пастух", ПК учителя, проектор, презентация "Человек с живой душой"

Ход урока:
... всё было светло, как утро поверившего в себя человека.
В. Шкловский.

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний

На этом уроке мы обратимся к изучению творчества А. Вампилова. Фигура эта противоречива и многогранна. Давайте же перенесёмся в тот чудесный мир великого творца. Сообщения учащихся.
1) Его отец.
Валентин Вампилов родился в 1898 году. В 17 лет он оказался единственной опорой семьи. Но несмотря на все тяготы жизни, он окончил гимназию и историко-филологический факультет Иркутского университета, затем вернулся в Кутулик и стал работать в школе.
2) Его мать.
Анастасия Прокопьевна Копылова родилась в 1906 году в семье преподавателя закона божьего иркутской женской гимназии. После школы и краткосрочных учительских курсов с путевкой комячейки в кармане уехала в деревню: собирала детей по дворам, учила их сидеть за партой, держать в руке карандаш. Немного освободившись, поступила на математическое отделение заочного учительского института, стала преподавать алгебру и геометрию в старших классах.
3) Жили они в небольшой комнате в учительском бараке при Кутуликской средней школе. Уклад семьи был интеллигентным, сердечно-строгим, по-учительски чуть отстраненным от быта самого посёлка. При всей радушности и открытости дома здесь не принято было выходить на люди со своими бедами и несчастиями. Домашняя атмосфера носила отпечаток внутренней сдержанности, если не сказать замкнутости, которая чаще, чем кажется, свойственна людям, жизнь чья протекает у всех на виду.
Каким же рос будущий драматург?
Как и положено сыну учительницы, он учился хорошо, ровно, хотя и без особого блеска. Отлично рисовал. У мальчика был прекрасный слух, и он самостоятельно выучился игре на мандолине, домре, потом на гитаре, играл в школьном оркестре, в университете - в ансамбле народных инструментов. Александр прекрасно пел.
В школе на уроках литературы он любил чтение по ролям, успешно занимался в драмкружке. Это свидетельствует о живом нраве ученика.
Затем пришла детская страсть к стихосложению. Ею Вампилов переболел втайне от домашних, читая свои стихи под страшную клятву:
Моей весны цветы давно увяли,
Я перестал уже о них жалеть,
Огнём своим они меня сжигали,
И я решил: им больше не гореть.
И я их забывал. Мои старанья
Вернули в душу тишь и благодать-
Приятно пережить любви страданья.
И всё ж страдания приятней забывать.
Стихи скоро ушли, а способность удивляться миру, доверять жизни, ощущать в ней незримые таинственные токи - осталась. Детство прошло. В 1954 году он поступил на историко-филологический факультет университета. Началась студенческая жизнь. Взаимоотношения молодого человека с академической наукой и были ровными, но без сердечности. Внезапно и бурно захлестнула Вампилова жажда писать; живописными картинками, наблюдениями, зарисовками оборачивалось всё, даже педагогическая практика. Уже в 1959 году он стал автором полутора десятков опубликованных рассказов. В 1960 году заканчивает университет и устраивается в редакцию « Советской молодёжи». В газете царила дружеская, творческая атмосфера. В 1965 году он отправляется «покорять» Москву. Тернист путь драматурга к признанию. В 70-е годы его ставятся во многих театрах. Он находится в постоянном поиске. Но роковой случай оборвал жизнь А. Вампилова в расцвете сил.
Своей реальной театральной славой драматург обязан, главным образом, «Старшему сыну».