Разработка урока литературы, 5 класс

5 класс

Человек и природа в рассказе Алексея Смирнова «Черника - хранитель тысячелетий».

______________________________________________________________________________

Цыганова Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Тайтурская СОШ»

Цель: познакомиться с произведением современного автора; научиться выявлять авторское отношение к описываемому событию; формирование нравственных идеалов; воспитание патриотизма на основе представлений о литературе и культуре родного края.

Оборудование урока:

  • ноутбук, мультимедийный проектор, экран
  • презентация;
  • рисунки на тему «Как вести себя в лесу»;
  • сведения о биографии писателя; фотография писателя;

Ход урока

I.Оргмомент

II.Вступительное слово учителя

Природа — что это? Не нужно искать ответ в эн­циклопедии, вглядитесь в само слово: при — приставка, род — корень, а — окончание. Однокоренные слова: род, народ, родина. При­рода: при — родах, то есть при рождении кого-либо, чего-либо. Кого? — рода человеческого. Чего? — вселенной, земли, озера. Это слово таит в себе безграничную полноту знаний о жизни: природа — это всё, что есть изначально и вечно, то, что мы ви­дим, чем мы дышим, от чего зависит наше существование. Раздел хрестоматии назван «Человек и природа» не случай­но. Существует влияние природы на мировосприятие человека, на его культуру. Человек всегда стремится познать, изучить природу. Важно, чтобы это познание не обернулось против неё, чтобы отношения человека и природы были гармоничны. Так что же такое природа? Вспомните себя в состоянии счас­тья. Оно напоминает о себе мгновенно, стоит представить сне­жинки в морозном воздухе или шум байкальской волны, камень, вобравший солнечное тепло, или бабочку, вспорхнувшую из-под твоей ладони. В эти мгновения воспоминания и реального дей­ствия вы были не отделимы от природы. Вы приобщились к та­инству рождения мира — беспредельного, общего для всех, и своего, индивидуального, такого же беспредельного. В творчестве многих поэтов ярко выражена тема природы. Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

III. Беседа по теме

-Сегодня мы продолжим наш разговор о природе, а точнее об отношении человека к природе.

На прошлом уроке мы с вами говорили, что лес-это дом для многих животных.

-Как часто вы бываете в лесу?

-Любите ли вы такие прогулки? За что?

-Всегда ли поход в лес бывает для вас радостным событием?

-Соблюдаете ли вы какие-нибудь правила пребывания в лесу?

-Ребята, сформулируйте, используя рисунки, правила поведения в лесу.

1

Учащиеся перечисляют правила поведения в лесу:

-не надо разорять гнезда, трогать руками птичьи яйца или же маленьких птенцов; -не надо разорять муравейники; -не стоит забирать из леса диких животных и их детенышей (если, конечно, они не ранены); -не надо мучить лесных насекомых, ловить бабочек и стрекоз; -не надо рвать полевые цветы, особенно занесенные в Красную книгу, - например, ландыши и подснежники; -не нужно мусорить в лесу, тем более, оставлять после себя стекло, жестяные банки или пластиковые предметы и так далее;

-ни в коем случае не разводить костер, если находитесь в лесу без взрослых.

-Рассмотрите внимательно рисунок.

2

 

- Что губительно влияет на наши леса?

-Какой вред наносят пожары нашим лесам?

Презентация

-Сегодня мы познакомимся с рассказом современного иркутского учёного и писателя Алексея Федоровича Смирнова «Черника - хранитель тысячелетий», в котором автор утверждает, что огонь тайге вреден.

Алексей Фёдорович Смирнов родился в 1923 году в городе Красноярске в семье учите­ля. Участник Великой Отечественной войны. А.Ф.Смирнов— профессиональный исследователь природы, он работал доцентом кафедры ботани­ки Иркутского государственного университета. В то же время он написал много рассказов для детей, в которых раскрывал тайны сибирской природы.

Словарная работа.

Рассказ – жанр эпоса; небольшое произведение, основу которого обычно составляет одно событие или происшествие.

IV. Чтение рассказа вслух

– Давайте прочитаем рассказ Алексея Федоровича Смирнова «Черника - хранитель тысячелетий». После прочтения рассказа ваше представление о природе будет неизмеримо богаче. Возможно, вы узнаете что-то новое для себя.

V. Выявление авторской позиции в рассказе. Беседа по вопросам.

 -О чем рассказ? (Это произведения о природе и о жизни человека).

-Что вы знаете о чернике?

О лечебных свойствах черники людям было известно очень давно. Еще в древней Руси лекари и травники широко использовали это растение в лечебных целях. Примечательно, что в лечебных целях используют как ягоды, так и листья черники.

Специфический вкус этих ягод обусловлен присутствием сахарозы (больше известной нам как сахар) и некоторых органических кислот, в частности, лимонной и яблочной. Лечебные свойства черники в основном объясняются наличием в плодах растения дубильных веществ. Целебное воздействие черники также во многом зависит от присутствия в этих ягодах пектиновых веществ, которые освобождают кишечник от продуктов гнилостного разложения. Железо, содержащееся в ягодах черники, намного лучше усваивается организмом человека по сравнению с железосодержащими лекарственными средствами. Это объясняется присутствием в ягодах аскорбиновой кислоты, облегчающей усвоение железа.

Свежие ягоды черники рекомендуется принимать при нарушении работы желудка и кишечника, при ревматизме, подагре. Кроме того, черника обладает способностью повышать остроту зрения. Отвар и чай, приготовленные из ягод черники, также проявляют лечебные свойства и используются в качестве мочегонного и вяжущего средства. При экземе, ожогах и язвах на коже чернику применяют как наружное средство. При этом свежие ягоды растирают и выкладывают толстым слоем на поражённые участки кожи.

Несмотря на то, что черника имеет выраженные лечебные свойства, здоровые люди вполне могут употреблять эту вкусную ягоду в довольно больших количествах. Блюда с использованием этих ягод очень вкусные – всем хорошо известны черничное варенье или пироги с черничной начинкой. Однако наибольшую пользу для здоровья принесёт свежая черника, которую при оформлении в виде десертного блюда можно просто посыпать сахарной пудрой.

Вопросы на выявление эмоциональной реакции:

  1. Понравился ли вам рассказ?
  2. Какие чувства вы испытывали при чтении произведения?
  1. Было ли вам интересно читать и слушать фрагмент рассказа А. Смирнова?
  1. Как вы думаете, любит ли автор рассказа таежную жизнь и таежные растения?
  2. Что нового вы узнали о жизни тайги?
  3. Как автор относится к изображаемому?
  4. Найдите в тексте те места, где отношение автора проявляется наиболее ярко.
  5. В какой местности весной полыхал таежный пожар?
  6. Почему некоторые ягодники считают, что лесной пожар полезен?
  7. За сколько лет в горах Сибири образуется слой почвы толщиной в 10 сантиметров?
  8. За какое время дождь смыл верхний слой почвы и открыл почву, которая образовалась во времена Римской империи?
  9. Почему почва под кустами черники не разрушилась?
  10. Как вы думаете, почему рассказ называется “Черника-хранитель тысячелетий”?
  11. Как автор рассказа убедился в том, что лесные пожары вредны для ягодных кустарников?
  12. Почему черника названа хранителем тысячелетий?
  13. Если бы вам пришлось доказать мысль о недопустимос­ти лесных пожаров, как бы вы это сделали? Используйте информацию, полученную из рассказа, для системы соб­ственных доказательств.
  14. Какова основная мысль рассказа? (Автор призывает бережно относиться к природе.)

VI.  Домашнее задание: нарисовать плакат в защиту леса от пожаров. Защита плакатов в группах.