«Ребёнок прогуливает школу. Кто виноват?»

«Мой ребёнок прогуливает занятия. Что нам делать?» - очень часто слышим в своей педагогической деятельности такие высказывания от родителей. Давайте выясним, какие причины побуждают наших «чад» совершать такой поступок.

Причин, по которым дети прогуливают школу, так много, как причин, по которым взрослые люди отлынивают от исполнения тех или иных своих обязанностей. Находятся дела интереснее или погода слишком хорошая, или настроение плохое. Может быть, нет ни малейшей веры в успех начатого дела - нечего и время тратить. Наверное, каждый взрослый вспомнит хотя бы один случай, когда он по «совершенно объективным» обстоятельствам опаздывал или пропускал встречу; слишком поздно вспоминал о необходимости позвонить по неприятному делу.

Гадать, что именно побуждает ребёнка погуливать школу, практически бесполезно. Гораздо эффективнее выяснить причины прогулов и оказать помощь, поддержку.

Школьные психологи установили, что ученики пропускают уроки по различным причинам, порой они бывают оправданы, порой нелепыми. Все причины можно условно разделить на три вида:


1. Педагогическая причина.

 

Пропуски специфических уроков или предметов (контрольные работы, напряженные отношения с преподавателями, скучные уроки, низкая успеваемость по предмету, потеря интереса к предмету и т. д.)

Конфликты, непонимания со стороны преподавателя провоцирует на то, чтобы ребёнок не посещал занятия.

Низкая мотивация к учебной деятельности, решение своих личных проблем, видеть в ученике противника, а не соучастника своего предмета – убивает в детях всё живое: способность мыслить самостоятельно, задавать вопросы, вести дискуссии, не бояться сделать свою ошибку, не испытывать страх в своих не знаниях.

Порой учитель делает всё, чтобы дети боялись, списывали, прогуливали уроки, отвечали и работали ради оценки, а не ради знаний.

Страх перед уроком, а в первую очередь перед учителем « ломает» ребёнка, топчет его психику, извращает сознание, мысли и приходит ученик на урок внутренне готовый к неприятностям: либо вообще не приходит на урок.

Ученик уже знает по своему многолетнему опыту учёбы: урок-это стресс, через который необходимо пройти и, опустив голову, идёт на урок или не идёт, находя разные причины прогулять.

Что же делать? Как вернуть ребёнка на урок? Как сделать урок интересным для ученика, привыкшего к стрессу?

Для начала учитель должен видеть в ученике равного себе партнера. Нередко учитель бывает агрессивным по отношению к ребёнку – это понятно: он спрашивает, обращается исключительно в форме повелительного наклонения, ставит оценки, заставляет выполнять домашнее задание. Ученик в такой ситуации чувствует дискомфорт, который, соединяясь с печальным опытом ребёнка, способствует развития негативного восприятия урока в целом. Но агрессивен не только учитель. Агрессивен и сам учебный материал, с которым сталкивается школьник. Изучение любой учебной дисциплины требует сосредоточенности, концентрации внимания, хорошей памяти и прочие других необходимых условий. А что делать ученику, если некоторые условий он не может выполнить по своим психофизическим особенностям, связанным с его развитием, воспитанием или положением в семье? Вот тогда учебный материал, напрягающий ребёнка своею сложностью, и становиться агрессором. Методично выстроенный в учебную программу. Он активно атакует неспособного сопротивлению ребёнка, постепенно давит его, и в результате мы имеем и школьные неврозы, и прогулы, и отказ от учебной деятельности.

Подружить школьника с уроком – задача не одного дня. В педагогике вообще не бывает ничего быстрого. Даже отрицательный результат открывается не сразу:

негативу ребёнок всё – таки долго и упорно сопротивляется. Главное в педагогике последовательность и терпение. Всходы непременно будут, не стоит только торопить события.


2. Психологическая причина.

В подростковом возрасте больше всего возникает проблемы прогулов уроков. Именно для подростков значимо мнение сверстника. Подростки очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей.

Из высказывания ученицы 8 класса « Я не сделала урок. Ну, некогда было. Улица, друзья и о каких уроков может пойти речь. Не получать же двойку за невыполненное задание. Так и получилось, что в школу не пошла и не пошли мои одноклассники. Я не хочу отставать от своих друзей ».

Чувство свободы и независимости, некоторые эффекты привлекательности « взрослой жизни», потребность пообщаться на стороне со сверстниками, быть значимой фигурой в классе – всё это присуще подростковом возрасте.

В подростковом периоде для ребёнка важна поддержка со стороны взрослых. Самый эффективный путь предупреждения отрицательных поступков – это создание ситуации успеха в наиболее значимых для подростков видах деятельности. И самое главное нужно хвалить подростка даже за самый незначительный положительный поступок. Похвалить ребёнка намного будет приятнее, чем постоянно ругать.


3. Семейные причины (отчуждение со стороны родителей).

 

Необоснованные прогулы занятий возникают тогда, когда ребёнок перестаёт себя чувствовать нужным в семье. Постоянные скандалы между родителями или папа с мамой на стадии развода и в суматохе выяснения отношений совсем забыли про своё « чадо». Подросток замыкается в себе и прогулы уроков – это один из выходов обратить на себя внимание родителей.

В таких случаях семье предлагают обратиться к профессиональным психологам.

Самые известные причины перечислены, но это не значит, что больше никаких причин нет! Причины всегда есть у наших детей и самые разные и порой нелепые. Если ребёнок вам доверяет и хотя бы немножечко надеется на вашу способность помочь, он всё расскажет с чувством большого облегчения. Если не рассказывает, есть смысл расспросить всех, кто может что – то знать. Но при этом намотайте на ус: главная ваша проблема вовсе не в том, что ребёнок прогуливает школу, а что он вам не доверяет и не надеется на вас.

Мы, взрослые, всегда должны помнить три вещи, чтобы не потерять своих детей: ЛЮБИТЬ, ПОНИМАТЬ И ПРОЩАТЬ!