О рисках, связанных с употреблением алкоголя

 

Ущерб от злоупотребления алкоголем и связанных с этим рисков представляет собой значительное экономическое бремя для отдельных лиц, семей и общества в целом. Согласно оценкам Всемирной организации здравоохранения, расходы для общества, связанные с алкоголем, составляют 2-5 % валового национального продукта.
Суммарный ущерб от алкоголизма для государства складывается из следующих составляющих: 1) Экономические потери и вынужденные прямые затраты, в т.ч. медицинские расходы, потери государственного бюджета от незаконного производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции; и 2) Потери неимущественного характера (маргинализация и криминализация значительной части общества, распространение субкультуры алкоголезависимых; деформация системы общественных ценностей, в том числе семейных ценностей, значительный ущерб духовно-нравственному потенциалу общества в целом).
В Европейском плане действий по сокращению вредного употребления алкоголя (2012-2020 гг., п. 60) указывается на наличие прямой зависимости между степенью доступности алкогольных напитков и наносимым вредом обществу, в т.ч. уровнем алкоголизации, а также указано на высокую эффективность, в контексте профилактики и снижения масштабов алкоголизации общества, мер, ограничивающих доступность алкоголя для населения, а также связанных с этим медико-социальных последствий.
Масштабы проблем в области здравоохранения, безопасности и социально-экономического развития, обусловленных алкоголем, можно эффективно уменьшить. По мнению Всемирной организации здравоохранения для этого необходимы действия, направленные на уровни, модели и контекст употребления алкоголя и на более широкие социальные детерминанты здоровья. Одной из основных обязанностей стран является формирование, осуществление, мониторинг и оценка общественной политики, направленной на сокращение вредного употребления алкоголя. Для лиц, формирующих политику, существует обширная база научных знаний в отношении действенности и экономической эффективности следующих стратегий:
• регулирование маркетинга алкогольных напитков (особенно в отношении молодых людей);
• регулирование и ограничение доступа к алкоголю;
• введение в действие надлежащей политики в отношении управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения;
• уменьшение спроса с помощью механизмов налогообложения и ценообразования;
• повышение информированности и поддержка политики;
• обеспечение доступного и недорогого лечения для людей с нарушениями, связанными с употреблением алкоголя;
• осуществление программ скрининга и мер краткосрочного вмешательства в отношении опасного и вредного употребления алкоголя.

Масштабы алкоголизации населения имеют прямую зависимость со степенью доступности алкогольной продукции и количеством потребления алкогольных напитков. В этой связи следует отметить, что действующие в Иркутской области законодательные ограничения на продажу алкогольной продукции подтверждают эффективность указанных мероприятий.

Таким образом, Управление Роспотребнадзора по Иркутской области поддерживает инициативы направленные на дальнейшее снижение уровня масштабов алкоголизации населения, в том числе на ограничение продаж алкоголя по времени, уменьшение количества торговых точек, реализующих алкогольную продукцию, усиление мер по противодействию незаконному обороту спиртосодержащей продукции.