Итоговая аттестация

Памятка для родителей и обучающихся по вопросам проведения

государственной (итоговой) аттестации

Основные сведения о государственной (итоговой) аттестации

Государственная (итоговая) аттестация выпускников (далее – ГИА) проводится в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ), а также в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ). ЕГЭ представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

ГИА в форме ЕГЭ проводится для выпускников образовательных учреждений, в том числе для иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах, в форме экстерната, семейного образования или самообразования и допущенных в текущем году к ГИА. ГИА в форме ГВЭ проводится для обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также для обучающихся с ОВЗ.

Решение о допуске к ГИА принимается педагогическим советом образовательного учреждения и оформляется приказом не позднее 25 мая текущего года. Учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования используют результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний.

Особенности ЕГЭ - единые правила проведения; единое расписание; использование заданий стандартизированной формы (КИМ); использование специальных бланков для оформления ответов на задания.

В соответствии с Федеральным законом участникам и организаторам ЕГЭ во время проведения единого государственного экзамена запрещено иметь при себе и использовать средства связи и электронно-вычислительной техники за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации (Федеральный закон от 2 февраля 2011 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статьи 11 и 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части совершенствования единого государственного экзамена»).



Сдача обязательных экзаменов формате ЕГЭ

Обязательными для всех выпускников школ текущего года являются ЕГЭ по русскому языку и математике. Положительные результаты ГИА по русскому языку и математике (преодоление минимальной границы, устанавливаемой ежегодно Рособрнадзором) являются основанием для выдачи выпускнику аттестата о среднем (полном) общем образовании.

Сдача экзаменов по выбору в формате ЕГЭ

Выпускник может сдать ЕГЭ по 9 остальным предметам: литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (немецкий, английский, французский, испанский), информатике и ИКТ. Количество и перечень предметов по выбору каждый определяет для себя самостоятельно в зависимости от предметов, утвержденных перечнем вступительных испытаний в 2013 году для поступления на данную конкретную специальность учебного заведения, в котором выпускник собирается продолжить обучение. Экзамены по выбору можно не сдавать. Выпускник имеет право отказаться от сдачи предметов по выбору, при этом необходимо оформить отказ документально.


Места регистрации на участие в ЕГЭ

Выпускники текущего года сдают ЕГЭ в основные сроки. Для участия в ЕГЭ в основные сроки выпускники текущего года, выпускники прошлых лет, обучающиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования подают заявление с указанием перечня общеобразовательных предметов, по которым планируют сдавать ЕГЭ.

Места регистрации на сдачу ЕГЭ:

а) для выпускников общеобразовательных учреждений Иркутской области 2013 года – общеобразовательные учреждения, в которых осваивались основные общеобразовательные программы, срок подачи заявления – до 1 марта 2013 года;

б) для выпускников и обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования, - муниципальные органы управления образованием, на территории которых расположены данные образовательные учреждения, - до 1 марта 2013 года;

в) для выпускников образовательных учреждений Иркутской области прошлых лет, а также граждан, имеющих среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств, желающих сдать ЕГЭ в мае-июне 2013 года, - муниципальные органы управления образованием – до 1 марта 2013 года;

е) выпускники прошлых лет, а также выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования Иркутской области 2013 года, освоившие федеральные государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ, желающие сдать ЕГЭ в июле 2013 года, - приемные комиссии ссузов, вузов; срок подачи заявления – до 5 июля 2013 года


Участие в ЕГЭ детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Особой категорией, принимающей участие в ГИА, являются дети с ограниченными возможностями здоровья. Участники ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья - это лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Документами, подтверждающими наличие у выпускника ограниченных возможностей здоровья, являются:

- заключение психолого-педагогической комиссии;

- справка об установлении инвалидности, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Лица с ограниченными возможностями здоровья могут проходить ГИА в форме ЕГЭ (на добровольной основе) или в форме ГВЭ. При этом допускается сочетание разных форм аттестации по разным предметам. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья вступительные испытания, в случае отсутствия результатов ЕГЭ, в высшие учебные заведения будут проводиться в форме, установленной вузом. Особые условия создаются в аудиториях для слепых, слабовидящих, глухих, слабослышащих абитуриентов, а также абитуриентов, имеющих тяжелые нарушения речи.

 


 

Сроки проведения ГИА и вступительных испытаний в вузы

Сроки и единое расписание проведения ЕГЭ определяются Рособрнадзором. Также сохраняется право досрочной аттестации с 20 апреля для отдельных категорий выпускников (призыв в ряды Российской армии, участие в международных и российских соревнованиях, конкурсах и др., выезд на постоянное место жительства за границу, медицинские показания).

В соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена Рособрнадзор устанавливает дополнительные сроки проведения ЕГЭ для участников ЕГЭ, не сдавших его по уважительным причинам (болезнь, смерть близкого родственника, иные трудные жизненные ситуации), не завершивших выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), а также для участников ЕГЭ – выпускников текущего года, получивших на государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ неудовлетворительный результат по русскому языку или математике. Решение о датах проведения ЕГЭ для такой категории участников по соответствующему общеобразовательному предмету в рамках утвержденного единого расписания в каждом конкретном случае принимает государственная экзаменационная комиссия (далее – ГЭК).

 


Контрольно-измерительные материалы

ЕГЭ проводится по стандартизированным контрольно-измерительным материалам (далее – КИМ), которые разрабатываются в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Выполнение заданий КИМ позволяет установить уровень освоения участником ЕГЭ основных общеобразовательных программ.

КИМ разрабатываются ФГНУ «Федеральный институт педагогических измерений» в строгом соответствии со школьной программой. КИМ включает в себя задания 3-х типов:

А – с выбором ответа из четырех предложенных (заданий этого типа нет в ЕГЭ по математике и литературе);

В – с кратким свободным ответом (словосочетание, число или сочетание букв);

С – с развернутым свободным ответом (словесное обоснование, математический вывод, сочинение, эссе, доказательства, изложение собственной позиции).

 


 

Апелляция

При проведении ГИА предусмотрена возможность подачи выпускником апелляции в конфликтную комиссию, создаваемую в установленном порядке, и ознакомления выпускника при рассмотрении апелляции с выполненной им письменной экзаменационной работой.

Апелляция – это письменное заявление участника ЕГЭ либо о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ, либо о несогласии с результатами ЕГЭ.

Каждый выпускник текущего года должен быть ознакомлен с правилами подачи апелляции не позднее, чем за 2 недели до начала экзаменов в том образовательном учреждении, которое он заканчивает.

Предполагается следующий механизм подачи апелляции:

- апелляция о несогласии с процедурой проведения ЕГЭ подается выпускником непосредственно в пункте проведения экзамена в день проведения экзамена до выхода выпускника из пункта проведения экзамена;

- апелляция о несогласии с результатами ЕГЭ подается в течение 2 рабочих дней после официального объявления индивидуальных результатов экзамена и ознакомления с ними участника ЕГЭ.

Не принимаются апелляции:

- по содержанию и структуре КИМ;

- в связи с нарушением самим участником ЕГЭ правил поведения на ЕГЭ или правил заполнения бланков.

Процедура апелляции призвана защитить интересы участника ЕГЭ. Региональная конфликтная комиссия обеспечивает объективность оценивания экзаменационных работ и разрешает спорные вопросы, возникающие при проведении ГИА в формате ЕГЭ.

При рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов не может проводиться лицами, принимавшими участие в организации и (или) проведении экзамена по соответствующему общеобразовательному предмету, либо ранее проверявшими экзаменационную работу выпускника, подавшего апелляцию.

При рассмотрении апелляции вместо участника ЕГЭ или вместе с ним могут присутствовать его родители (законные представители), которые также должны иметь при себе паспорт. В случае, если участник ЕГЭ или его родитель (законный представитель) по тем или иным причинам не явился на апелляцию, ее рассмотрение проходит без их участия и подтверждается членами конфликтной комиссии.

 


 

Минимальное количество баллов

При проведении ГИА в форме ЕГЭ используется стобалльная система оценки. Рособрнадзор ежегодно устанавливает по каждому общеобразовательному предмету минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования.

Минимальное количество тестовых баллов по каждому образовательному предмету устанавливается распоряжением Рособрнадзора после проведения каждого конкретного экзамена с учетом:

- статистических данных по результатам экзамена данного года по стране в целом и по отдельным регионам, результатов прошлого года для обеспечения сравнимости результатов по годам;

- требований к уровню общеобразовательной подготовки выпускников средней школы, сформулированных в образовательных стандартах;

- особенностей организации учебного процесса по данному общеобразовательному предмету (число часов на его изучение для различных групп экзаменуемых);

- экспертных суждений специалистов по отдельным общеобразовательным предметам и специалистов в области педагогических измерений.

Минимальное количество тестовых баллов становится известно в течение 6-8 дней после того, как участники ЕГЭ сдадут экзамены по предмету в основные сроки их проведения. Обработка бланков ЕГЭ в основные сроки по русскому языку и математике РЦОИ завершается не позднее 6 календарных дней после проведения соответствующего экзамена, по остальным общеобразовательным предметам – не позднее 4 календарных дней после проведения экзамена; по экзаменам, проведенным в дополнительные сроки – не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.

Выпускники школ текущего года для подтверждения освоения школьной программы и получения аттестата обязаны набрать по двум обязательным предметам русскому языку и математике количество баллов не ниже минимального.

Получив результат ниже установленного минимума по одному из двух обязательных предметов ЕГЭ, выпускники текущего года вправе пересдать экзамен. Сделать это можно в специальные резервные дни в текущем году. Но такое право дается только один раз и только по одному предмету. Если результат остается неудовлетворительным, выпускник не получает аттестат, а получает справку соответствующего образца.

Не набрав минимального количества баллов сразу по двум обязательным предметам (русский язык и математика), выпускник уже не имеет права на пересдачу в текущем году и может пересдать эти экзамены только на следующий год. В этом случае выпускник не получит аттестат в текущем году, и ему будет выдана справка об обучении в школе.

Неудовлетворительный результат сдачи экзамена по выбору не влияет на выдачу аттестата.

Если выпускник по окончании 11 классов не имеет аттестата о среднем (полном) общем образовании, он может продолжить обучение в учреждениях НПО и СПО, которые осуществляют подготовку на базе основного общего образования (9 кл.). В результате успешного окончания обучения выдается диплом.

 


 

Информационная поддержка выпускников и их родителей

В помощь выпускникам школ и их родителям действует информационный портал по поддержке ЕГЭ (www.ege.edu.ru). Данный информационный ресурс занимается разъяснительно-просветительской работой по вопросам ЕГЭ.

Что на данном портале?

- онлайн-тестирование, дающее возможность выпускнику пройти тестирование по любому общеобразовательному предмету в режиме реального времени и получить после окончания выполнения работы результат;

- раздел, содержащий демонстрационные версии по всем общеобразовательным предметам;

- видеоконсультации по заполнению бланков ЕГЭ (возможность распечатать бланки и сразу их заполнить, то есть созданы максимально реальные условия для проведения самостоятельных тренингов);

- наличие форума, где можно задать любой вопрос по ЕГЭ и получить ответ специалистов.

С официальной информацией о проведении ЕГЭ в регионе можно ознакомиться на сайтах министерства образования Иркутской области и регионального центра обработки информации (www.edu38.ru, www.iro38.ru). Во время проведения ЕГЭ будет организована «горячая телефонная линия»: (3952) 20-16-38 – министерство образования Иркутской области; (3952) 53-40-84 – региональный центр обработки информации.

Помимо этого на сайте поддержки ЕГЭ в Иркутской области (www.iro38.ru) размещен форум, который позволяет пользователю задать любой вопрос и получить на него квалифицированный ответ специалистов регионального центра обработки информации.

 



Советы выпускникам

ЕГЭ – лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышения личностной самооценки.

Ставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приемы.

Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно всё время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15-минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно пить простую или минеральную воду, зеленый чай.

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Рекомендации по заучиванию материала.

Главное - распределение повторений во времени.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет более эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращение к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

 


 

Советы родителям

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

Поведение родителей

В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с волнением.

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый (ая) любимый (ая) и что всё у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны.

Организация занятий

Очень важно разработать ребенку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, тревожные, с хорошей переключаемостью или не очень и т.д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса – ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Помогите распределять темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься.

Питание и режим дня

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим. С утра перед экзаменом дайте ребенку шоколадку… разумеется, чтобы глюкоза стимулировала мозговую деятельность.

 

Желаем удачи!